Далай лама кто это
В 1630-х годах Тибет был глубоко вовлечен в соперничество, развивающуюся борьбу за власть и конфликты. Это происходило не только между тибетскими религиозными сектами, но…
В 1630-х годах Тибет был глубоко вовлечен в соперничество, развивающуюся борьбу за власть и конфликты. Это происходило не только между тибетскими религиозными сектами, но и между растущей властью маньчжуров и различными соперничающими группировками монголов и ойратов, которые также боролись за превосходство между собой и от имени религиозных сект, которым они покровительствовали. Например, Лигдан-хан из Чахаров, монгольской подгруппы, поддерживающей Цанг Кармапа, отступив перед наступающими маньчжурскими войсками, направился в Коконор с намерением уничтожить Гелуг. Он умер в 1634 году, но его вассал Чохту Хун Тайджи продолжил наступление на Гелугпу, даже его собственный сын Арслан был убит после того, как Арслан переметнулся на другую сторону, подчинился Далай-ламе и стал монахом Гелугпы. В середине 1630-х годов, опять же благодаря усилиям Сонам Рабтена, 5-й Далай-лама обрел нового могущественного покровителя в лице Гуши-хана из племени хохта-монголов, подгруппы джунгар, которые недавно переселились в район Кокхор из Джунгарии. Он напал на Чохта Хун Тайджи в Коконоре в 1637 году, победил и убил его, устранив таким образом Цангпу и главного монгольского покровителя и защитника Кармапы.
Что проповедует Далай-лама?
Правительство Китайской Народной Республики (КНР) претендует на право утверждать именование “высших” реинкарнаций в Тибете, основываясь на прецеденте, созданном императором Цяньлуном из династии Цин. Император Цяньлун ввел систему выбора Далай-ламы и Панчен-ламы через лотерею с использованием золотой урны с именами, завернутыми в пучки ячменя. Этот метод использовался несколько раз для обеих позиций в 19 веке, но в конце концов вышел из употребления. В 1995 году Далай-лама решил провести выборы 11-й реинкарнации Панчен-ламы без использования Золотой урны, в то время как китайское правительство настаивало на ее использовании. Это привело к появлению двух конкурирующих Панчен-лам: Гьяинкаин Норбу, выбранный китайским правительством, и Гедхун Чокьи Ньима, выбранный Далай-ламой. Однако вскоре после избрания Панчен-ламой Ньима был похищен китайским правительством и с 1995 года не появлялся на публике. Шестой Далай-лама (1683-1706) родился близ Таванга, ныне в Индии, был избран в 1685 году, но взошел на престол только в 1697 году, когда Пятый считался мертвым. После 16 лет обучения в качестве монаха-послушника, в 1702 году, на 20-м году жизни, он отказался от полного посвящения и отказался от монашеской рясы и монашеской жизни, предпочтя жизнь мирянина.
Учения
Далай-лама – святой деятель тибетского буддизма и ярый сторонник независимости Тибета от Китая. Он путешествует по всему миру, передавая послания духовной гармонии, любви и счастья и обращаясь к важным глобальным проблемам. Если будет найден только один мальчик, верховные ламы пригласят живых будд из трех великих монастырей вместе с мирским духовенством и официальными монахами для “подтверждения своих выводов”, а затем сообщат об этом центральному правительству через тибетского министра. Позже группа из трех главных слуг Далай-ламы, видных чиновников и солдат собирала мальчика и его семью и отправлялась в Лхасу, где мальчика отвозили, обычно в монастырь Дрепунг, для подготовительного изучения буддийских сутр. За то, что взял на себя роль духовного лидера Тибета.
Примечания
В 1525 году, уже будучи настоятелем Чокоргиела, Дрепунга и Ташилхунгпо, он стал настоятелем монастыря Сера и, видя, что число монахов невелико, работал над его увеличением. Зимой он жил в Дрепунге, а летом – в Чокоргьеле. Остаток своих лет он провел за написанием комментариев, в региональных учебных поездках, изредка посещая Ташилунпо, и исполняя обязанности настоятеля этих четырех великих монастырей. Став настоятелем, он сделал Дрепунг самым большим монастырем во всем Тибете. Он привлек множество учеников и студентов “от Кашмира до Китая”, а также крупных покровителей и учеников, таких как Гонгма Нангсо Доньопа из Друда, который построил в его честь монастырь в Джекар Дзонге и пригласил его назвать себя его именем и стать его духовным наставником.
Тем временем специальный отряд под руководством регента отправился на поиски возрожденного Далай-ламы. Этому способствовали видения пожилого ламы и множество знаков. Вскоре поисковая группа достигла монастыря Кумбум и увидела дом с растущим на крыше можжевеловым деревом, в котором остановился будущий Далай-лама.
Открытие Далай-ламы XIV
Нападение Гуши-хана на Цангпу было заказано Сонамом Раптеном, хотя Далай-лама публично и решительно выступил против этого, основываясь на совести, сострадании и своем видении терпимости к другим религиозным школам, он отказался позволить продолжить войну от своего имени после сдачи царя Бери. Сонам Рабтен вероломно действовал за спиной своего господина, чтобы ободрить Гуши-хана, способствовать его планам и обеспечить проведение нападений; за это неповиновение воле своего господина Пятый Далай-лама строго наказал Рабтена. Хотя 8-й Далай-лама был почти так же стар, как <, он был должным образом сохранен последующими поколениями, и местное правительство взращивало как нефритовую власть, так и нефритовые листы власти. По словам Маллина, 14-й Далай-лама указал на некоторые признаки того, что Джамфел Гьяцо затмил многих современных лам в плане как религиозных, так и политических достижений. 37> Семнадцатый … возможно, был воплощением не 7-го Далай-ламы, а Джамджанга Чоджи, ученика Цонгкапы и основателя монастыря Дрепунг, который также считался воплощением Авалокитешвары. В любом случае, он вел в основном тихую и скромную жизнь преданного и старательного монаха, не ввязываясь в драмы, которые окружали его предшественников.
Каков Далай-лама сейчас?”
После возвращения Пятого Далай-ламы, он был удостоен императором Китая золотой печати власти и золотых карт с текстами на маньчжурском, тибетском и китайском языках. Пятый Далай-лама сразу же захотел использовать золотую печать силы. Однако Лобзанг Гьяцхо отметил, что “тибетская версия надписи на печати была переведена монгольским переводчиком, но это был не очень хороший перевод. После исправления она читается следующим образом: “Тот, кто обитает в западном мирном и добродетельном раю, хранит Ваджрадхару, Оцен-ламу, объединяющее учение Будды для всех существ под небесами”. Слова на дипломе гласили: “Прокламация, о которой должны знать все жители Западного полушария”. Тибетский историк Ньима Гьянкаин отмечает, что, судя по текстам, начертанным на золотых листах, Далай-лама был всего лишь подчиненным императора Китая. Как и Кадампа, Гелугпа избегает системы тулку. Однако после смерти Гендун Друпа мальчик по имени Сангхей Пел, родившийся как адепт Нингма в Йолкаре в Цанге, в возрасте трех лет объявил себя “Гендун Друпом” и попросил, чтобы его “забрали домой” в Ташилхунпо. Он говорил мистическими стихами, внезапно цитируя классические тексты и заявляя, что он Дромтонпа, более раннее воплощение Далай-ламы. Когда он увидел монахов Ташилхунпо, он поприветствовал учеников покойного Гендуна Друпы по имени. Старейшины Гелугпы были вынуждены нарушить традицию и признать его тулку Гендун Друпа.
Трудности молодого ламы
Летом 1912 года Тринадцатый издал Декларацию о независимости своего королевства в Ю-Цанге от Китая и объединил тибетский флаг, хотя ни одно суверенное государство не признавало честь Тибета. (Shil 1989, p. 20) Он изгнал амбань и всех китайских гражданских лиц в стране и принял множество мер по модернизации Тибета. В их число входило снижение чрезмерных требований к крестьянам для поставки налогов дворянам, создание независимой полиции, отмена смертной казни, расширение светского образования и обеспечение электричеством всего города Лхаса. В 1920-х годах (Norbu and Turnbull 1968 , pp. 317-318) Он умер в 1933 году.
В октябре 2020 года он заявил, что не поддерживает независимость Тибета и надеется посетить Китай в качестве нобелевского лауреата. Он сказал: “Я предпочитаю концепцию” республики “в составе Китайской Народной Республики”. В концепции этнических меньшинств, таких как тибетцы, монголы, маньчжуры и уйгуры Синьцзяна, мы можем жить в гармонии.”
Кто такой Далай-лама?
В 1703 году правящий внук Гуши Хана, Тензин Вангчук Хан, был убит своим братом Лхазанг Ханом, узурпировав тибетский трон Хошута, но в отличие от своих четырех предшественников, он начал напрямую вмешиваться в тибетские дела в Лхасе; он выступил против регента 5-го Далай Ламы, Дези Сангье Гьяцо за его махинации и в том же году, при поддержке императора Канси, заставил его уйти в отставку. Затем в 1705 году он использовал выходки Шестого как предлог для установления полного контроля над Тибетом. Однако большинство тибетцев, несмотря на его поведение, продолжали поддерживать Далай-ламу и возмущались вмешательством Лхазанг-хана. Когда тибетцы попросили Лхазанга оставить политику Лхасы им и удалиться в Кокос, как его предшественники, он покинул город, но только для того, чтобы собрать свои войска и вернуться, занять Лхасу военным путем и взять полный политический контроль над Тибетом. Затем регент был убит Лхазангом или его женой; в 1706 году, с разрешения императора Канси, Шестой Далай-лама был свергнут и арестован Лхазангом, который признал его самозванцем, созданным регентом. Лхазанг Хан, который теперь выступал в качестве единственного явно иностранного правителя, когда-либо находившегося в Тибете, затем отправил его в Пекин под конвоем, чтобы он предстал перед императором, но он таинственно умер по дороге у озера Цинхай, предположительно из-за болезни. В 1989 году Далай-лама был удостоен Нобелевской премии мира за свои мирные усилия по освобождению Тибета и заботу о глобальных экологических проблемах. В цитате Комитета говорится: “Комитет хочет подчеркнуть, что Далай-лама последовательно выступает против применения насилия в борьбе за освобождение Тибета. Вместо этого он выступал за мирные решения, основанные на терпимости и взаимном уважении, чтобы сохранить историческое и культурное наследие своего народа”. В последние годы многие западные университеты и институты присудили Далай-ламе премии мира и почетные докторские степени в знак признания его выдающихся работ в области буддийской философии, а также его выдающегося лидерства в служении свободе и миру.
Как он был избран?
Но, несмотря на такие снисходительные попытки символизации со стороны китайских чиновников и историков, сами тибетцы не принимают никаких символов, навязанных им китайцами с подобным мотивом. Например, что касается вышеупомянутой “золотой печати”, Пятый Далай-лама в своей автобиографии “Дукул”, когда он покидал Китай после визита вежливости к императору в 1653 году, заметил: “Император приказал своим людям принести мне золотую печать с тремя вертикальными линиями, написанными тремя параллельными шрифтами, китайским, монгольским и тибетским. Он также критиковал слова, выгравированные на этом подарке, как неправильно переведенные на тибетский язык, написав, что “тибетская версия надписи на печати была переведена монгольским переводчиком, но это было не очень хорошо Более того, после возвращения в Тибет он отличил знаменитую золотую печать императора и сделал новую печать для важного государственного использования, написав об этом в своей автобиографии: “Оставив китайские иероглифы на печати, подаренной императором, вырезали новую печать для скрепления документов, США. Время правления Пятого Далай-ламы, который правил с 1642 по 1682 год и создал правительство, известное как Ганден Пходранг, было периодом богатого культурного развития. Его правление и правление Дези Сангье Гьяцо отличаются бурным развитием литературной деятельности, культурной и экономической жизни. Как и значительное число иностранных гостей, приезжавших в Лхасу в этот период, и количество изобретений и учреждений, приписываемых “Великому Пятому”, как его называют тибетцы. Самый динамичный и плодовитый из первых Далай-лам, он написал больше литературных произведений, чем все остальные Далай-ламы вместе взятые. Писать на различные темы. ). Он много преподавал и путешествовал, изменил политику Центральной Азии, объединил Тибет, изобрел и построил дворец Потала и запомнился национальной системой здравоохранения и образования.
Синопсис
Но тибетский историк К. Дхондуп в своей истории “Водяная птица и другие годы”, основанной на исторических рукописях тибетского министра Суркханга Саванга Ченмо, не согласен с мнением Муллина о том, что сильный Далай-лама у власти в Тибете отвечал бы интересам Китая. Он отмечает, что многие историки должны подозревать нечестность со стороны маньчжуров в этих серийных ранних смертях, потому что амбань имел такую свободу вмешательства; маньчжуры, говорит он, “чтобы упрочить свое господство над тибетскими делами, не хотели, чтобы Далай-лама взошел на трон”.
Его родная деревня находилась под контролем Китая, и тибетское правительство вело длительные переговоры с местными властями, чтобы разрешить ему покинуть границы своей малой родины. Наконец, в июле 1939 года Тензин попрощался с родителями, и длинный караван доставил его в Лхасу, столицу Тибетской Республики.
События
Когда джунгары впервые напали, ослабленный Лхазанг послал Цин весть о поддержке, и те быстро отправили на помощь две армии – первую китайскую армию, когда-либо входившую в Тибет, но они прибыли слишком поздно. В 1718 году они были остановлены недалеко от Лхасы, но были разбиты, а затем безжалостно уничтожены торжествующими джунгарами в битве на реке Салуин. С 1642 по 1705 год и с 1750 по 1950 год Далай-лама или его регенты возглавляли тибетское правительство (или Ганден Пходранг) в Лхасе, которое управляло всем или большей частью Тибетского нагорья с разной степенью автономии при китайской династии Цин, при которой Тибет находился под нетибетским сюзеренитетом, и в период спорной “фактической независимости” с 1913 по 1951 год. Это тибетское правительство также пользовалось покровительством и защитой сначала монгольских царей Хойсанского и Джунгарского ханств (1642-1720), а затем маньчжурских императоров во главе с династией Цин (1720-1912). В 1913 году несколько представителей Тибета, включая Агвана Доржиева, подписали договор между Тибетом и Монголией, провозглашающий взаимное признание и независимость от Китая, однако законность договора и декларация независимости Тибета были отвергнуты как Китайской Республикой, так и нынешней Китайской Народной Республикой. Несмотря на это, Далай-лама продолжал возглавлять тибетское правительство до 1951 года.
Ранняя жизнь
Под влиянием личных наставлений своего настоятеля он быстро рос и с 1492 года, в возрасте 17 лет, его просили учить по всему Цангу, где тысячи людей, включая старших ученых и настоятелей, собирались, чтобы послушать и поклониться. В 1494 году, когда ему было 19 лет, он встретил некоторое сопротивление со стороны истеблишмента Ташилунпо, когда возникла напряженность из-за конфликтов между сторонниками двух типов преемственности – традиционного выбора настоятеля на основе заслуг и реинкарнации. Хотя в течение нескольких лет он служил настоятелем Ташилунпо, он переехал в центральный Тибет, где его пригласили в Дрепунг и где его репутация блестящего молодого учителя быстро росла. Он получил всю верность и преданность, которую заслуживал Гендун Друп, и школа Гелуг осталась такой же единой, как и прежде. Этот шаг привел к переносу центральной власти Гелуг обратно в Лхасу. Под его руководством секта продолжала расти в силе и влиянии, а благодаря своему очарованию простоты, благочестия и аскетизма, ее ламы были приглашены для посредничества в спорах между другими соперниками. Когда 5-й Далай-лама вернулся, он был удостоен золотой печати власти и золотых листов с текстами, написанными на маньчжурском, тибетском и китайском языках. Пятый Далай-лама сразу же захотел использовать золотую печать силы. Однако Лобзанг Гьяцхо отметил, что “тибетская версия надписи на печати была переведена монгольским переводчиком, но это был не очень хороший перевод. После исправления она читается следующим образом: “Тот, кто обитает в западном мирном и добродетельном раю, хранит Ваджрадхару, Оцен-ламу, объединяющее учение Будды для всех существ под небесами”. Слова диплома гласят: “Прокламация, о которой должны знать все жители Западного полушария”. Тибетский историк Ньима Гьянкайн отмечает, что, судя по текстам, начертанным на золотом листе, Далай-лама был всего лишь подчиненным императора Китая.
Имена
Тензин начал свое религиозное образование в возрасте 6 лет. Обучение включало логику, тибетское искусство и культуру, санскрит, медицину и буддийскую философию, которая делится на пять других категорий, связанных с совершенствованием мудрости, монастырской дисциплиной, метафизикой, логикой и эпистемологией – наукой о знании. В возрасте 11 лет Тензин встретил Генриха Харрера, австрийского альпиниста, который стал одним из его наставников, обучая его познанию внешнего мира. Они оставались друзьями до самой смерти Харрера в 2006 году.
Рождение Лхамо не предвещало появления в семье великого человека. Два его старших брата были тулку – реинкарнированными ламами, и представить, что в обычной семье может быть три “реинкарнированных”, просто невероятно. Тем не менее, когда родился младенец, было хорошее предзнаменование – его отец исцелился от тяжелой болезни.
Исследование Далай-ламы XIV
Эта статья – биография Далай-ламы XIV – нашего современника, еще одного посланника, призванного служить миру. Сегодня этот выдающийся старик в очках и с блестящим чувством юмора улыбается, выступая с речами в разных уголках мира, а его правдивые высказывания цитируют по всему миру. В сентябре 2007 года правительство Китая объявило, что все высшие монахи должны быть одобрены правительством, что также будет применяться к выбору 15-го Далай-ламы после смерти Тензина Гьяцо. Поскольку традиция требует, чтобы Панчен-лама одобрил реинкарнацию Далай-ламы, это еще один возможный метод контроля. Соответственно, Далай-лама упомянул о возможности проведения референдума для избрания 15-го Далай-ламы.
Обзор
Далай-ламу по праву можно считать ключевой фигурой и воплощением тибетского буддизма. На протяжении сотен лет Авалокитешвара, одно из наиболее почитаемых буддистами божеств, воплощался в облике ламы, каждый раз перерождаясь в духовного учителя. Это унижение лишь побудило императора Канси окончательно изгнать джунгар из Тибета, и он начал собирать и направлять большие силы для похода на Лхасу, взяв с собой козырь императора, молодого Келсанга Гьяцо. Во время величественного марша императорской армии из Кумбума в Лхасу, когда мальчика с восхищением встречали на каждом этапе, монголы и хошутские тибетцы охотно (и за это хорошо платили) вступали в их ряды и пополняли их ряды. К осени 1720 года мародерствующие джунгарские монголы были выбиты из Тибета, и цинские императорские войска с триумфом вошли в Лхасу вместе с 12-летним мальчиком в качестве покровителей Далай-ламы, освободителей Тибета, союзников тибетских антиджунгарских сил, возглавляемых Кангченами и Полханами, и союзных хошутских монгольских князей. Обрадованные тибетцы возвели его в сан седьмого Далай-ламы во дворце Потала.
Далай-лама
По словам 14-го Далай-ламы, давным-давно Авалокитешвара обещал Будде вести и защищать тибетцев, и в конце Средневековья его главный план по выполнению этого обещания заключался в постепенном установлении в Тибете теократии Далай-лам.
Преемственность линии Далай-ламы началась со скромных истоков. “Пема Дордже (1391-1474), мальчик, который стал первым представителем линии, родился в загоне для скота в Шабтоде, Цанг, в 1391 году. Его родители-кочевники разводили овец и коз и жили в палатках. Когда в 1398 году умер его отец, мать не могла содержать молодого пастуха, поэтому она доверила его дяде, монаху из Нартанга, большого монастыря Кадампа, расположенного недалеко от Шигадзе, для обучения в качестве буддийского монаха. В Нартанге находилась самая большая типография в Тибете, а его знаменитая библиотека привлекала ученых и адептов со всего мира, поэтому Пема Дордже получил образование, выходящее за рамки норм того времени, а также познакомился с различными духовными школами и идеями. Он усиленно изучал буддийскую философию и в 1405 году, после посвящения в сан настоятелем Нартанга, принял имя Гендун Друп. Вскоре его признали исключительно одаренным учеником, и аббат лично опекал его и проявлял особый интерес к его успехам. В возрасте 12 лет он прошел через 12 степеней монашества и принял высшие обеты. После завершения интенсивного обучения в Нартанге он уехал, чтобы продолжить обучение в специализированных монастырях Центрального Тибета, его основание в Нартанге почиталось многими, с кем он встречался.
История
По словам Смита, император Канси принял меры по защите ребенка и держал его в монастыре Кумбум в Амдо в качестве резерва на случай свержения своего союзника Лхасанг-хана и “настоящего” Шестого Далай-ламы. Однако, по словам Маллина, поддержка императора была основана на искренней духовной признательности и уважении, а не на политических мотивах. Далай-лама принадлежит к традиции Гелугпа тибетского буддизма, которая является самой большой и влиятельной традицией в Тибете. Создание духовных лидеров тибетских буддистов произошло относительно недавно. В истории буддизма было всего четырнадцать Далай-лам, причем первый и второй Далай-ламы получили этот титул посмертно.
Смотрите также
Первый Далай-лама жил в основанном им монастыре Таши Лунпо, а Далай-ламы со второго по пятый проживали в основном в монастыре Дрепунг за пределами Лхасы. В 1645 году, после объединения Тибета, Пятый переехал в руины королевской крепости или резиденции на пике Марпори (“Красная гора”) в Лхасе и решил построить дворец на том же месте. Этот разрушенный дворец, называемый Трице Марпо, был построен около 636 года основателем Тибетской империи Сонгцен Гампо для своей непальской жены. Среди руин остался лишь небольшой храм, где Цонгкапа давал учения, когда прибыл в Лхасу в 1380-х годах. Пятый Далай-лама начал строительство дворца Потала на этом месте в 1645 году, аккуратно включив в свою структуру то, что осталось от дворца его предшественника. Далай-лама всегда проводил зиму во дворце Потала, а лето – во дворце и парке Норбулингка. Оба дворца расположены в Лхасе, примерно в 3 км друг от друга. Сейчас он вспоминает своих родителей с чувством нежности. Хотя его отец был довольно раздражительным, Далай-лама вспоминает их как самых добрых людей. В одной из своих автобиографических книг он отдает должное своему простому происхождению, поскольку оно позволило ему понять жизнь бедных тибетцев, а значит, сочувствовать им и всеми силами стараться облегчить их страдания.
Семья и детство
После печальных событий и изгнания тибетцев с родных земель Далай-лама не оставил попыток защитить свой народ. Он снова обратился к Западу, и на этот раз дождался руки помощи – к 1965 году были подписаны три резолюции ООН, обещавшие тибетцам защиту.
Дискредитировав и низложив Шестого Далай-ламу, которого он считал самозванцем, и свергнув регента, Лхазанг Хан потребовал, чтобы гелугпинские ламы Лхасы утвердили нового Далай-ламу вместо Цангьян Гьяцо как истинное воплощение Пятого. В конце концов они назначили некоего Пекара Джинпу, монаха, но якобы сына Лхазанга, и Лхазанг назначил его “истинным” Шестым Далай-ламой, утвержденным Панчен-ламой и названным Еше Гьяцо в 1707 году. Этот выбор не был принят ни тибетцами, ни монгольскими княжескими соперниками Лхазанга в Коконоре, которые возмущались узурпацией тибетского трона Хошутом и его вмешательством в тибетские дела….. Император Канси согласился с ними, отправив исследователей, которые отказались признать Еше Гьяцо. Тем не менее, он признал его в 1710 году, отправив официальную группу Цин, чтобы помочь Лхасангу “восстановить порядок”; это были первые китайские представители любого рода, служившие в Тибете. В то же время, хотя этот марионеточный “Далай-лама” не имел политической власти, императору Канси было обещано регулярное получение дани от Лхазан-хана в обмен на эту поддержку; это был первый случай, когда монголы Тибета платили дань маньчжурам, и первое открытое признание цинского правления над монголами Тибета.
Конфликт с Китаем
За 45 лет жизни его достижения были впечатляющими, и одни из самых важных касались его отношений с Алтан-ханом. Когда он умирал, его обращенные монголы убеждали его не покидать их, потому что они нуждались в его постоянном религиозном руководстве. Он пообещал им, что в следующий раз он перевоплотится в монгола. После победы над джунгарами цинская армия ушла, оставив Седьмого Далай-ламу в качестве политического представителя и только монгола Кхалха в качестве цинского амбана или представителя и гарнизона в Лхасе. После смерти императора Канси в 1722 году и замены его сыном, императором Юнчжэном, они также были уволены, в результате чего тибетцы стали править автономно и показали, что Цин были предоставлены в качестве союзников, а не завоевателей. Однако в 1723 году, после жестокого подавления крупного восстания ревностных тибетских патриотов и разъярения монгольских хошутов Амдо, напавших на Синин, Цин снова вмешалась, разделив Тибет, поставив Амдо и Кхам под свой более прямой контроль. Продолжающееся вмешательство Цин в политику и религию Центрального Тибета подтолкнуло антицинскую фракцию к ссоре с симпатизировавшей Цин тибетской правящей знатью в Лхасе во главе с Канченами, которых поддерживали Полханы. В итоге это привело к убийству Канчена в 1727 году и гражданской войне, которая была разрешена в 1728 году хитрыми Полханами, отправившими победоносных Цин за помощью. Когда прибыли цинские войска, они наказали проигравших и сослали седьмого Далай-ламу в Кхам под предлогом отправки его в Пекин, поскольку его отец помогал побежденной антицинской фракции. Там он изучал и преподавал буддизм в течение следующих семи лет.
В изгнании
Существует бесчисленное множество учений о природе существования, жизни, смерти и самости. Буддизм призывает своих последователей не верить в эти учения, как последователи других религий верят в центральные фигуры и догмы своей религии, а исследовать, понимать и проверять истины на собственном опыте. Акцент здесь делается на исследовании. Буддийская вера в перерождение – это концепция “обновления”, а не реинкарнации духа или тела. В буддизме сознание человека может стать частью сознания другого человека, подобно тому, как пламя переходит от одной свечи к другой. Второе пламя не идентично первому и не полностью отличается от него. Таким образом, буддисты считают, что жизнь – это непрерывное путешествие переживаний и открытий, не разделенное между жизнью и загробным миром. Высшие ламы используют несколько способов, с помощью которых они могут увеличить шансы найти человека, в которого они хотят перевоплотиться. Высшие ламы часто посещают Лхамо Ла-цо, озеро в центральном Тибете, и наблюдают знаки из самого озера. Это может быть либо конкретное “видение”, либо некое “указание” направления, в котором следует искать, и именно так Тензин Гьяцо был определен как следующий Далай-лама. Говорят, что Палден Лхамо, духовный хранитель священного озера Лхамо Ла-цо, в одном из своих видений пообещал Гендун Друпу, первому Далай-ламе, “защищать линию реинкарнации Далай-ламы”. Лама “. Со времен Гендуна Гьяцо, второго Далай-ламы, который официально оформил эту систему, регенты и другие монахи отправлялись к озеру, чтобы получить руководство по выбору следующей реинкарнации через видения во время медитации.
Кто такой Далай-лама?
Победив всех соперников Гелугпы и разрешив все региональные и сектантские конфликты, Гуши-хан стал бесспорным покровителем объединенного Тибета и выступил в роли “защитника Гелуг”, создав Хошутское ханство, которое охватывало почти все Тибетское плато – территорию, примерно равную “Великой
Его второй регент Демо Тулку был биографом 8-го и 9-го Далай-лам, и хотя 9-й умер в возрасте 9 лет, его биография столь же длинна, как и биографии многих первых Далай-лам. В 1793 году, под давлением Маньчжурии, Тибет закрыл свои границы для иностранцев, но в 1811 году британский синолог Томас Мэннинг стал первым англичанином, посетившим Лхасу. Считаясь “первым китайским ученым в Европе”, он пробыл там пять месяцев и описал в своем дневнике регулярные встречи с Девятым Далай-ламой, которого он нашел очаровательным: “красивый, элегантный, изысканный, умный и сдержанный. даже в возрасте шести лет”. Три года спустя, в марте 1815 года, молодой Лунгток Гьяцо простудился и, покинув дворец Потала, чтобы возглавить новогодний молитвенный фестиваль Монлам, заболел пневмонией, от которой вскоре умер.
Далай-лама
Высшие ламы также могут утверждать, что им было видение во сне, или, если Далай-лама был кремирован, часто наблюдают за направлением дыма как “индикатора” направления ожидаемого перерождения. В 1703 году правящий внук Гуши-хана, Тензин Вангчук-хан, был убит своим братом Лхазанг-ханом, узурпировавшим тибетский трон Хошута, но в отличие от своих четырех предшественников он начал напрямую вмешиваться в тибетские дела в Лхасе; он выступил против регента Пятого Далай-ламы, Дези Сангье Гьяцо за его мошенничество и в том же году, при поддержке императора Канси, вытеснил его с поста. Затем в 1705 году он использовал выходки Шестого как предлог для установления полного контроля над Тибетом. Однако большинство тибетцев, несмотря на его поведение, продолжали поддерживать Далай-ламу и возмущались вмешательством Лхазанг-хана. Когда тибетцы попросили Лхазанга оставить политику Лхасы им и удалиться в Кокос, как его предшественники, он покинул город, но только для того, чтобы собрать свои войска и вернуться, занять Лхасу военным путем и взять полный политический контроль над Тибетом. Затем регент был убит Лхазангом или его женой. В 1706 году, с разрешения императора Канси, Шестой Далай-лама был свергнут и арестован Лхазангом, который считал его самозванцем, созданным регентом. Лхазанг-хан, который теперь выступал как единственный явно иностранный правитель, когда-либо бывавший в Тибете, затем отправил его в Пекин под конвоем, чтобы тот предстал перед императором, но по дороге он загадочно умер у озера Цинхай, предположительно от болезни.
История
В преддверии Олимпийских игр 2008 года в Пекине в Тибете вспыхнули беспорядки в ожидании внимания СМИ и усиления репрессий со стороны китайского правительства. Далай-лама призвал к спокойствию и осудил насилие со стороны Китая. Это разочаровало многих в Тибете, которые сочли его комментарии неэффективными, а китайцы утверждают, что Далай-лама подстрекал к насилию, что он категорически отрицает. Хотя Организация Объединенных Наций приняла несколько резолюций в отношении Китая, призывающих к соблюдению основных прав человека и прекращению нарушений прав человека, и выразила обеспокоенность по поводу продолжающихся нарушений прав человека в Тибете, мало что было сделано для решения этой проблемы. В последние годы предлагаемые резолюции по защите прав человека в Тибете были отложены или переформулированы, чтобы уменьшить давление на китайское правительство. Хотя Гендун Друп родился в загоне для скота и был обычным пастухом, он вырос и стал одним из самых известных и уважаемых учителей в Тибете и Центральной Азии. Его духовные достижения принесли ему щедрые пожертвования от последователей, которые он использовал для строительства и оснащения новых монастырей, печати и распространения буддийских текстов, содержания монахов и медитаторов. Наконец, в возрасте 84 лет, старше всех своих 13 преемников, в 1474 году он отправился пешком в монастырь Нартанг, чтобы посетить его в своем последнем путешествии, посвященном обучению. Вернувшись в Ташилунпо, он умер “в сиянии славы, признанный достигшим состояния Будды”.
Духовная деятельность
На восемьдесят девятом году жизни он был удостоен Нобелевской премии мира за политику ненасилия в отношении китайского правительства, несмотря на то, что многие тибетцы с радостью оказали бы вооруженное сопротивление, чтобы восстановить его в качестве лидера.
Преемственность линии Далай-ламы началась со скромных истоков. “Пема Дордже (1391-1474), мальчик, который стал первым представителем линии, родился в загоне для скота в Шабтоде, Цанг, в 1391 году. Его родители-кочевники разводили овец и коз и жили в палатках. Когда в 1398 году умер его отец, мать не могла содержать молодого пастуха, поэтому она доверила его дяде, монаху из Нартанга, большого монастыря Кадампа, расположенного недалеко от Шигадзе, для обучения в качестве буддийского монаха. В Нартанге находилась самая большая типография в Тибете, а его знаменитая библиотека привлекала ученых и адептов со всего мира, поэтому Пема Дордже получил образование, выходящее за рамки норм того времени, а также познакомился с различными духовными школами и идеями. Он усиленно изучал буддийскую философию и в 1405 году, после посвящения в сан настоятелем Нартанга, принял имя Гендун Друп. Вскоре его признали исключительно одаренным учеником, и аббат лично опекал его и проявлял особый интерес к его успехам. В возрасте 12 лет он прошел через 12 степеней монашества и принял высшие обеты. После завершения интенсивного обучения в Нартанге он уехал, чтобы продолжить обучение в специализированных монастырях Центрального Тибета, его основание в Нартанге почиталось многими, с кем он встречался.
Далай-ламы с 1391 года по настоящее время
Если будет найден только один мальчик, верховные ламы пригласят Живых Будд из трех великих монастырей вместе с мирским духовенством и официальными монахами для “подтверждения своих выводов”, а затем доложат об этом центральному правительству через тибетского министра. Позже группа из трех главных слуг Далай-ламы, видных чиновников и солдат собирала мальчика и его семью и отправлялась в Лхасу, где мальчика отвозили, обычно в монастырь Дрепунг, для подготовительного изучения буддийских сутр. В 1415 г. Гендун Друп встретился с Цонгкапой, основателем школы Гелуг, и стал его учеником; их встреча имела важнейшее историческое и политическое значение, поскольку впоследствии он стал известен как 1-й Далай-лама. Когда преемник Цонгкапы, Панчен-лама Кхедруп Дже, умер, Гендун Друп стал лидером Гелугпы. Он вырос и стал настоятелем Дрепунга, крупнейшего монастыря Гелугпа за пределами Лхасы.
Отношения
Согласно гималайской традиции, пхова – это дисциплина, которая, как считается, передает поток ума предназначенному телу. После смерти Далай-ламы и консультации с оракулом Нечунга ведется поиск Янси-ламы, или реинкарнации. Традиционно в обязанности верховных лам традиции Гелугпа и тибетского правительства входит поиск того, кого примут за его реинкарнацию. Процесс идентификации Далай-ламы может занять около двух или трех лет, а в случае с четырнадцатым, Тензином Гьяцо, потребовалось четыре года, прежде чем он был найден. Исторически поиск Далай-ламы обычно ограничивался Тибетом, хотя третий тулку родился в Монголии. Однако Тензин Гьяцо заявил, что он не будет перерождаться в Китайской Народной Республике, хотя он также предположил, что он может вообще не перерождаться, предполагая, что Далай-лама может быть устаревшим. Правительство Китайской Народной Республики заявило, что намерено быть последней инстанцией в выборе следующего Далай-ламы. Третий Далай-лама, Сонам Гьяцо (1543-1588), родился в Толунге, недалеко от Лхасы, как и предсказывал его предшественник. Утверждая, что он Гендун Гьяцо и легко вспоминая события своей предыдущей жизни, он был признан воплощением по имени “Сонам Гьяцо” и помещен в Дрепунг, где он “быстро превзошел своих учителей в знаниях и мудрости и развил необыкновенные способности”. В отличие от своих предшественников, он происходил из знатной семьи, связанной с династиями Сакья и Пхагмо Друпа (связанной с Карма Кагью), и именно ему удалось успешно преобразовать Монголию в
События и тексты
“Далай” означает “океан”, на монгольском языке – “Великий”. (ханы, правившие после Чингиса, носили титул Далай-хана), “лама” (bla ma) на тибетском языке эквивалентно санскритскому слову “гуру” и означает “учитель”.
В любом случае, император Канси в полной мере воспользовался присутствием Келзанга Гьяцо. под контролем Цин в Кумбуме после того, как другие монголы из племени джунгаров, возглавляемые Цеванг Рабтаном, родственником его предполагаемого союзника Лхазанг-хана, обманули и предали последнего, вторгшись в Тибет и захватив Лхасу в 1717 году.
Кто такой Далай-лама?”
Согласно гималайской традиции, пхова – это дисциплина, которая, как считается, передает поток ума предназначенному телу. После смерти Далай-ламы и консультации с оракулом Нечунга ведется поиск ламы Джанси, или реинкарнации. Традиционно в обязанности верховных лам традиции Гелугпа и тибетского правительства входит поиск того, кого примут за его реинкарнацию. Процесс идентификации Далай-ламы может занять около двух или трех лет, а в случае с четырнадцатым, Тензином Гьяцо, потребовалось четыре года, прежде чем он был найден. Исторически поиск Далай-ламы обычно ограничивался Тибетом, хотя третий тулку родился в Монголии. Однако Тензин Гьяцо заявил, что он не будет перерождаться в Китайской Народной Республике, хотя он также предположил, что он может вообще не перерождаться, предполагая, что Далай-лама может быть устаревшим. Правительство Китайской Народной Республики заявило о своем намерении быть последней инстанцией в выборе следующего Далай-ламы.В 1630-х годах Тибет был глубоко вовлечен в соперничество, развивающуюся борьбу за власть и конфликты. не только между тибетскими религиозными сектами, но и между доминирующими маньчжурами и различными соперничающими фракциями монголов и ойратов, которые также боролись за господство между собой и от имени религиозных сект, которым они покровительствовали. Например, Лигдан-хан из Чахаров, монгольской подгруппы, поддерживающей Цанг Кармапа, отступив перед наступающей маньчжурской армией, направился в Коконор с намерением уничтожить Гелуг. Он умер в 1634 году, но его вассал Чохту Хун Тайджи продолжил наступление на Гелугпу, даже его собственный сын Арслан был убит после того, как Арслан переметнулся на другую сторону, подчинился Далай-ламе и стал монахом Гелугпы. В середине 1630-х годов, опять же благодаря усилиям Сонам Рабтена, 5-й Далай-лама обрел нового могущественного покровителя в лице Гуши-хана из племени хохта-монголов, подгруппы джунгар, которые недавно переселились в район Кокхор из Джунгарии. Он напал на Чохта Хун Тайджи в Коконоре в 1637 году, победил и убил его, тем самым устранив Цангпу и главного монгольского покровителя и защитника Кармапы.
Смотрите также
В сентябре 2007 года китайское правительство объявило, что все высшие монахи должны утверждаться правительством, что будет включать избрание 15-го Далай-ламы после смерти Тензина Гьяцо. Поскольку традиция требует, чтобы Панчен-лама одобрил реинкарнацию Далай-ламы, это еще один возможный метод контроля. После дискредитации и низложения Шестого Далай-ламы, которого он считал самозванцем, и смещения регента, Лхазанг Хан потребовал, чтобы гелугпинские ламы Лхасы утвердили нового Далай-ламу в местечке Цангьян Гьяцо как истинное воплощение Пятого. В конце концов они назначили некоего Пекара Джинпу, монаха, но якобы сына Лхазанга, и Лхазанг назначил его “истинным” Шестым Далай-ламой, утвержденным Панчен-ламой и названным Еше Гьяцо в 1707 году. Этот выбор не был принят ни тибетцами, ни монгольскими княжескими соперниками Лхазанга в Коконоре, которые возмущались узурпацией тибетского трона Хошутом и его вмешательством в тибетские дела….. Император Канси согласился с ними, отправив исследователей, которые отказались признать Еше Гьяцо. Тем не менее, он признал его в 1710 году, отправив официальную группу Цин, чтобы помочь Лхасангу “восстановить порядок”; это были первые китайские представители любого рода, служившие в Тибете. В то же время, хотя этот марионеточный “Далай-лама” не имел политической власти, императору Канси было обещано регулярное получение дани от Лхазан-хана в обмен на эту поддержку; это был первый случай, когда монголы Тибета платили дань маньчжурам, и первое открытое признание цинского правления над монголами Тибета.
Молодые годы
Цин послали еще одни силы для “восстановления порядка”, но когда они прибыли, ситуация уже стабилизировалась под руководством 7-го Далай-ламы, который теперь считался эксплуатирующим лояльность Цин. Подобно тому, как Гуши-хан поступил с Пятым Далай-ламой, они помогли восстановить правительство, в котором Далай-лама управлялся кашагом четырех тибетцев, снова дав ему светскую власть в дополнение к уже установленному духовному лидерству. Эта договоренность с кашагом под руководством Далай-ламы или его регента пережила династию Цин, которая пала в 1912 году. Тем не менее, амбани и их гарнизон были восстановлены для контроля и в некоторой степени управления делами, хотя их влияние в целом уменьшилось с ростом власти их империи, которая после 1792 года постепенно
Фактически, на протяжении всего V века именно влиятельный и могущественный Сонам Рабтен вдохновлял монголов Джунгпа защищать Гелугпу, нападая на их врагов. Среди этих врагов были другие монгольские племена, которые поддерживали Джунгпу, сами Джунгпы и их союзники Бонпо в Кхаме, которые также выступали против Гелугпы и преследовали ее. В конечном итоге эта стратегия привела к уничтожению династии Цангпа, разгрому Кармапы и других их союзников, а также Бонпо вооруженными силами из долины Лхасы при поддержке их монгольских союзников, проложив путь к политической и религиозной гегемонии Гелугпы в Центральной Азии. Тибет. Широко распространено мнение, что в силу своего положения чанджо (главного советника, министра) Далай-ламы, после того как Далай-лама стал абсолютным правителем Тибета в 1642 году, Сонам Рабтен стал “Дези” или “Наместником”, фактическим регентом или повседневным управляющим делами тибетского государства. В эти годы и до конца его жизни (он умер в 1658 году) “не было сомнений, что политически Сонам Чопел [Рабтен] был более влиятельным, чем Далай-лама”. Будучи молодым человеком, на 22 года моложе его, Далай-лама уважительно обращался к нему “Джалнго”, что означает “Присутствие”.
Имена
Гонгма Гьялцен Палзангпо из Кхьоморлунга в Толунге и его королева Сангей Палзомма также стали его любимыми почитателями, мирскими покровителями и учениками в 1530-х годах, и он посещал их район для проведения ритуалов, поскольку “выбрал это место для своего следующего перерождения”. Он умер в медитации в Дрепунге в 1542 году в возрасте 67 лет, а его ступа-реликварий была построена в Кхьоморлунге. Говорят, что к моменту его смерти, через его учеников и их учеников, его личное влияние распространилось по всей буддийской Центральной Азии, где “не было никого, кто бы не знал о нем”. В последние годы президент Китая Ху Цзиньтао не проявлял никаких признаков стремления к миру и примирению с Тибетом. Некоторые говорят, что китайское правительство просто ожидало смерти Далай-ламы, которому сейчас 74 года, и таким образом окончательно разрушило все давние надежды на создание автономного, демократического Тибета. В декабре 2008 г. Далай-лама объявил о своей отставке после операции на желчном пузыре.
Как его избирают?
После смерти Дези Сонам Раптена в 1658 году, 5-й Далай-лама назначил своего младшего брата Деп Норбу (он же Нангсо Норбу) своим преемником в следующем году. Однако через несколько месяцев Норбу предал его и возглавил восстание против правительства Ганден Пходранга. Он и его соратники заняли форт Самдриптсе в Сиге и попытались собрать повстанческую армию из Цанга и Бутана, но Далай-лама ловко сорвал его планы, предотвратив военные действия, и Норбу был вынужден бежать. После Депа Норбу были назначены еще четыре дези: Тринле Гьяцо, Лозанг Тутоп, Лозанг Джинпа и Сангье Гьяцо. Как и Кадампа, Гелугпа избегает системы тулку. Однако после смерти Гендун Друпа мальчик по имени Сангей Пел, родившийся у адептов Нингма в Йолкаре в Цанге, в возрасте трех лет объявил себя “Гендун Друпом” и попросил, чтобы его “забрали домой” в Ташилхунпо. Он говорил мистическими стихами, внезапно цитируя классические тексты и заявляя, что он – Дромтонпа, более раннее воплощение Далай-ламы. Когда он увидел монахов Ташилхунпо, он поприветствовал учеников покойного Гендуна Друпы по имени. Старейшинам Гелугпы пришлось нарушить традицию и признать его тулку Гендун Друпа.
Умер
14-й Далай-лама родился 6 июля 1935 года на соломенной циновке в крестьянском сарае в отдаленной части Тибета. Согласно большинству западных журналистских источников, он родился в скромной крестьянской семье одним из 16 детей. К 2013 г. 14-й Далай-лама стал самым популярным мировым лидером (после Барака Обамы), согласно опросу нью-йоркской компании Harris Interactive, которая проанализировала общественное мнение в США и шести крупных европейских странах.
Тензин начал свое религиозное образование в возрасте шести лет. Его образование включало логику, тибетское искусство и культуру, санскрит, медицину и буддийскую философию, которая делится на пять других категорий, связанных с совершенствованием мудрости, монастырской дисциплиной, метафизикой, логикой и эпистемологией – наукой о знании. В возрасте 11 лет Тензин встретил Генриха Харрера, австрийского альпиниста, который стал одним из его наставников, обучая его познанию внешнего мира. Они оставались друзьями до самой смерти Харрера в 2006 году.
Внешние ссылки
Шестой Далай-лама (1683-1706) родился недалеко от Таванга, сейчас в Индии, был избран в 1685 году, но занял трон только в 1697 году, когда Пятый считался мертвым. После 16 лет обучения в качестве монаха-послушника, в 1702 году, на 20-м году жизни, он отказался от полного посвящения и отказался от монашеской рясы и монашеской жизни, предпочтя мирскую жизнь. На протяжении всей жизни Гендун Гьяцо Гелугпа подвергалась сопротивлению и подавлению со стороны более старых соперников, особенно Карма Кагью и их покровителей из клана Рингпунг из Цанга, которые чувствовали угрозу потери своего влияния. В 1498 году армия Рингпунга заняла Лхасу и запретила ежегодный молитвенный фестиваль Монлам, посвященный Новому году Гелуг, инициированный Цонгкапой во имя мира и процветания во всем мире. Гендун Гьяцо был назначен настоятелем Дрепунга в 1517 году, и в том же году войска Рингпунга были вынуждены отступить из Лхасы. Затем Гендун Гьяцо отправился к Гонгме (королю) Дракпа Джунгне, чтобы получить разрешение на повторное проведение фестиваля. На следующий Новый год Гонгма был настолько впечатлен выступлением Гендуна Гьяцо во время фестиваля, что спонсировал строительство для него большого нового дома в Дрепунге, “монастыря внутри монастыря”. Он был назван Ганден Пходранг, это название позже было принято тибетским правительством, и служил домом Далай-лам, пока Пятый не переехал во дворец Потала в 1645 году.
Буддийские учения
Таким образом, Далай-ламы стали выдающимися духовными лидерами Тибета и 25 гималайских и центральноазиатских королевств и стран, граничащих с Тибетом, а их плодовитые литературные произведения “на протяжении веков служили основным источником духовного и философского вдохновения для более чем пятидесяти миллионов жителей этих земель”. В целом, они сыграли “монументальную роль в литературной, философской и религиозной истории Азии”. “Далай-лама известен как эффективный оратор, его часто называют харизматичным. Его послание – это всегда мир и сострадание к людям во всем мире. Во время своих зарубежных поездок он подчеркивал необходимость лучшего понимания и уважения между различными конфессиями во всем мире. Он много раз выступал на межконфессиональных службах и встречался со многими главами других религий, включая Папу Иоанна Павла II; доктора Роберта Ранси, архиепископа Кентерберийского; Гордона Б. Хинкли, президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней; и патриарх Русской православной церкви Алексий II.
Далай-лама с 1391 года по настоящее время
14-й Далай-лама еще в 1969 году заявил, что тибетцы должны решить, должен ли институт Далай-ламы “продолжаться или нет”. Он упомянул о возможном будущем голосовании всех тибетских буддистов, чтобы решить, хотят ли они признать его перерождение. В ответ на возможность того, что КНР может попытаться выбрать его преемника, Далай-лама заявил, что он не будет возрождаться в стране, контролируемой Китайской Народной Республикой, или в любой другой несвободной стране. По мнению Роберта Д. Каплана, это может означать, что “следующий Далай-лама может быть выходцем из тибетского культурного пояса, простирающегося через северную Индию, Непал и Бутан, что, предположительно, сделает его еще более проиндийским и антикитайским”.
Смерть Пятого Далай-ламы в 1682 году держалась в тайне в течение пятнадцати лет его регентом Сангье Гьяцо. Он сделал вид, что Далай-лама ушел и правит от его имени, тайно выбрав Шестого Далай-ламу и представив его как другого человека. Тибетский историк Ньима Гьянкаин указывает, что Деси Сангье Гьяцо хотел повысить свой личный статус и власть, не сообщая императору Китая о смерти Пятого Далай-ламы, и вступил в сговор с повстанческой группой династии Цин, монгольским племенем Джунгар, чтобы противостоять влиянию другого монгольского племени хошут в Тибете. Опасаясь преследований со стороны китайского императора Канси, Дези Сангье Гьяцо со страхом и трепетом объяснил императору причину своего поступка. В 1705 году Деси Сангье Гьяцо был убит Лха-бзанг-ханом из монгольского племени хошут из-за его действий, в том числе незаконного избрания шестого Далай-ламы. Временный император Канси был недоволен тем, что Деси Сангье Гьяцо отказался докладывать, император дал Лха-бзанг-хану дополнительный титул и золотую печать. Император Канси также приказал Лха-бзанг-хану арестовать Шестого Далай-ламу и отправить его в Пекин. Шестой Далай-лама умер по пути в Пекин. Журналист Томас Лэрд утверждает, что это было сделано, очевидно, для того, чтобы завершить строительство дворца Потала, а также для того, чтобы соседи Тибета, монголы и короли династии Цин, не смогли воспользоваться перерывом в престолонаследии Далай-ламы. 83>Laird 2006 , pp. 181-182)
Смотрите также
Он переехал из Портала в Норбу Линг – между своими резиденциями, зимой и летом. С другой стороны, обучение не прекращалось ни на один день под бдительным оком двух опекунов. В 1415 году Гендун Друп встретил Цонгкапу, основателя школы Гелуг, и стал его учеником; их встреча была исторически и политически решающей, поскольку впоследствии он стал известен как Первый Далай-лама. Когда преемник Цонгкапы, Панчен-лама Кхедруп Дже, умер, Гендун Друп стал лидером Гелугпы. Он вырос и стал настоятелем Дрепунга, крупнейшего монастыря Гелугпа за пределами Лхасы.
Отзывы
Известный как эффективный оратор, Далай-лама часто описывается как харизматичный. Его послание – это всегда мир и сострадание к людям во всем мире. Во время своих зарубежных поездок он подчеркивал необходимость лучшего понимания и уважения между различными конфессиями по всему миру. Он много раз выступал на межконфессиональных службах и встречался со многими главами других религий, включая Папу Иоанна Павла II; доктора Роберта Ранси, архиепископа Кентерберийского; Гордона Б. Хинкли, президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, и патриарх Русской православной церкви Алексий II. В восемьдесят девятом году он получил Нобелевскую премию мира за политику ненасилия в отношении китайского правительства, хотя многие тибетцы с радостью оказали бы вооруженное сопротивление, чтобы восстановить его в должности лидера.
Кто такой Далай-лама?”
Несмотря на такие снисходительные попытки китайских чиновников и историков показать символизм, однако сами тибетцы не принимают никаких символов, навязанных им китайцами с таким мотивом. Например, что касается вышеупомянутой “золотой печати”, Пятый Далай-лама в своей автобиографии “Дукул”, когда он покидал Китай после визита вежливости к императору в 1653 году, заметил: “Император приказал своим людям принести мне золотую печать с тремя вертикальными линиями, написанными тремя параллельными шрифтами, китайским, монгольским и тибетским. Он также раскритиковал слова, выгравированные на этом подарке, как неправильно переведенные на тибетский язык, написав, что “тибетская версия надписи на печати была переведена монгольским переводчиком, но это было не очень хорошо”. Более того, по возвращении в Тибет он отличил знаменитую золотую печать императора и сделал новую печать для важных государственных нужд, написав об этом в своей автобиографии: “Оставив китайские иероглифы на печати, данной императором, вырезана новая печать для скрепления документов, США”.
14-й Далай-лама еще в 1969 году заявил, что тибетцы должны решить, должен ли институт Далай-ламы “продолжаться или нет”. Он упомянул о возможном будущем голосовании всех тибетских буддистов, чтобы решить, хотят ли они признать его перерождение. В ответ на возможность того, что КНР может попытаться выбрать его преемника, Далай-лама заявил, что он не будет возрождаться в стране, контролируемой Китайской Народной Республикой, или в любой другой несвободной стране. По мнению Роберта Д. Каплана, это может означать, что “следующий Далай-лама может быть выходцем из тибетского культурного пояса, простирающегося на север Индии, Непал и Бутан, что, предположительно, сделает его еще более проиндийским и антикитайским”.
Духовная деятельность
Тем не менее, когда до монахов Ташилхунпо стали доходить достоверные сообщения о том, что неподалеку появилось воплощение Гендуна Друпы, которое неоднократно давало о себе знать, начиная со второго года жизни, это вызвало их любопытство. Прошло около 55 лет после смерти Цонгкапы, когда, наконец, монастырские власти увидели неопровержимые доказательства, которые убедили их в том, что ребенок, о котором идет речь, действительно является воплощением их основателя. Они чувствовали себя обязанными нарушить свои традиции, и в 1487 году мальчик был переименован в Гендун Гьяцо и помещен в Ташилхунпо в качестве тулку Гендун Друпа, хотя и неофициально. Лунгток Гьяцо, родившийся в Кхаме в 1805/6 году среди обычных чудесных знамений, Девятый Далай-лама, был назначен группой поиска Седьмого Панчен-ламы в возрасте двух лет и возведен на престол в Потале в 1808 году в ходе впечатляющей церемонии, на которой присутствовали представители Китая, Монголии, Непала и Бутана. Тибетские историки Ньима Гьянкаин и Ван Цзявэй отмечают, что 9-й Далай-лама мог использовать печать власти, данную императором Китая покойному 8-му Далай-ламе
Буддийские учения
Его родная деревня находилась под контролем Китая, и тибетское правительство вело длительные переговоры с местными властями, чтобы разрешить ему покинуть пределы своей малой родины. Наконец, в июле 1939 года Тензин попрощался с родителями, и длинный караван доставил его в Лхасу, столицу Тибетской республики. Палден Лхамо в Лхамо Ла-цо – это Джелмо Максорма, “Победитель, обращается”. Озеро иногда называют “Пелден Лхамо Калидева”, что дало повод утверждать, что Палден Лхамо является эманацией богини Кали, шакти индуистского бога Шивы.
Молодые годы
22 февраля 1940 года Тензин был официально возведен на престол в ходе торжественной церемонии. Но затем почти двадцать лет учился, чтобы получить статус доктора буддийской философии – геше-лхарамбы. В возрасте шести лет Далай-лама начал изучать учения по традиционной системе.
Правительство Китайской Народной Республики (КНР) заявило о своих полномочиях утверждать присвоение имен “верховных” реинкарнаций в Тибете на основании прецедента, созданного императором Цяньлуном из династии Цин. Император Цяньлун ввел систему выбора Далай-ламы и Панчен-ламы через лотерею с использованием золотой урны с именами, завернутыми в пучки ячменя. Этот метод использовался несколько раз для обеих позиций в 19 веке, но в конце концов вышел из употребления. В 1995 году Далай-лама решил провести выборы 11-й реинкарнации Панчен-ламы без использования Золотой урны, в то время как китайское правительство настаивало на ее использовании. Это привело к появлению двух конкурирующих Панчен-лам: Гьяинкаин Норбу, выбранный китайским правительством, и Гедхун Чокьи Ньима, выбранный Далай-ламой. Ньима, однако, был похищен китайским правительством вскоре после избрания Панчен-ламой и не появлялся на публике с 1995 года.
Будущее должности
По словам Маллина, хотя Келзанг Гьяцо пережил такие тяжелые времена, он, возможно, “самый духовно образованный и ученый из всех Далай-лам”, его письменные работы насчитывают несколько сотен наименований, включая “некоторые из лучших духовных литературных достижений Тибета”. Более того, несмотря на явное отсутствие энтузиазма к политике, Гьяцо приписывают создание в 1751 году реформированного тибетского правительства с Далай-ламой во главе, которое просуществовало более 200 лет, до 1950-х годов. Строительство Норбулингки, “летнего дворца” Далай-ламы в Лхасе, также было начато во время правления Келзанга Гьяцо. Тубтен Джигме Норбу, старший брат 14-го Далай-ламы, описал эти печальные события следующим образом, хотя мало, если вообще есть, указаний на то, что кто-то из четверых был назван “китайскими шарлатанами”:
Трудности молодого ламы
После того как верховные ламы находят дом и мальчика, они дают ребенку несколько артефактов, которые они принесли с собой для подготовки. Среди этих артефактов есть предметы, принадлежавшие покойному Далай-ламе. Если мальчик выбирает их, это считается знаком того, что он переродился. В 1703 году правящий внук Гуши-хана, Тензин Вангчук-хан был убит своим братом Лхазанг-ханом, узурпировавшим тибетский трон Хошута, но в отличие от своих четырех предшественников он начал напрямую вмешиваться в тибетские дела в Лхасе; он выступил против регента 5-го Далай-ламы, Дези Сангье Гьяцо за его мошенничество и в том же году вынудил его покинуть пост при поддержке императора Канси. Затем в 1705 году он использовал выходки Шестого как предлог для установления полного контроля над Тибетом. Однако большинство тибетцев, несмотря на его поведение, продолжали поддерживать Далай-ламу и возмущались вмешательством Лхазанг-хана. Когда тибетцы попросили Лхазанга оставить политику Лхасы им и удалиться в Кокос, как его предшественники, он покинул город, но только для того, чтобы собрать свои войска и вернуться, занять Лхасу военным путем и взять полный политический контроль над Тибетом. Затем регент был убит Лхазангом или его женой. В 1706 году, с разрешения императора Канси, Шестой Далай-лама был свергнут и арестован Лхазангом, который считал его самозванцем, созданным регентом. Лхазанг-хан, который теперь выступал как единственный явно иностранный правитель, когда-либо бывавший в Тибете, затем отправил его в Пекин под конвоем, чтобы он предстал перед императором, но он загадочно умер по дороге у озера Цинхай, предположительно от болезни.
Далай-ламы с 1391 года по настоящее время
Несмотря на то, что 8-й Далай-лама существует почти столько же, сколько и <, были достойно сохранены его последующие поколения и местное правительство бережно относилось как к нефритовой мощи, так и к нефритовым листам. По словам Маллина, 14-й Далай-лама указал на некоторые признаки того, что Джамфел Гьяцо затмил многих современных лам в плане как религиозных, так и политических достижений. 37> Семнадцатый … возможно, был воплощением не 7-го Далай-ламы, а Джамджанга Чоджи, ученика Цонгкапы и основателя монастыря Дрепунг, который также считался воплощением Авалокитешвары. В любом случае, он вел в основном тихую и скромную жизнь преданного и ученого монаха, не участвуя в драмах, которые окружали его предшественников.
Четвертый Далай-лама Йонтен Гьяцо (1589-1617) был монголом, правнуком Алтан-хана, который был потомком Хубилай-хана и царем тумэдских монголов, уже обращенных в буддизм Третьим Далай-ламой Сонам Гьяцо (1543-1588). Эти прочные отношения заставили монголов ревностно поддерживать секту Гелугпа в Тибете, укрепляя свой статус и положение, но также вызывая усиление оппозиции со стороны соперников Гелугпы, особенно Цанг Карма Кагью в Шигге и их монгольских покровителей, а также Бонпо в Кхаме и их союзников. Будучи самой молодой школой, в отличие от более старых школ, Гелугпа не имела развитой патронажной сети тибетских кланов и поэтому больше полагалась на иностранных покровителей. В возрасте 10 лет в сопровождении большого монгольского эскорта он отправился в Лхасу, где был возведен на престол. Он учился в Дрепунге и стал его настоятелем, но, будучи нетибетцем, встретил сопротивление со стороны некоторых тибетцев, особенно Карма Кагью, которые чувствовали, что эти новые события угрожают их положению; было несколько попыток отстранить его от власти. Йонтен Гьяцо умер в возрасте 27 лет при подозрительных обстоятельствах, и его главный помощник Сонам Раптен, который открыл 5-го Далай-ламу, стал его чагзо, или администратором, а после 1642 года его регентом, Дези.
Конфликт с Китаем
Когда джунгары впервые напали, ослабленный Лхазанг отправил послание с просьбой о поддержке Цин, и те быстро послали две армии на помощь, первую китайскую армию, когда-либо входившую в Тибет, но они прибыли слишком поздно. Они были остановлены около Лхасы в 1718 году, но были разбиты, а затем безжалостно уничтожены торжествующими джунгарами в битве на реке Салуин. Далай-лама, известный своей харизмой и обаянием, является сильным международным защитником по многим вопросам, одним из которых является забота об окружающей среде. Он много писал и говорил о необходимости заботы об окружающей среде, о сложных взаимоотношениях между людьми и землей и о важности уважения к живым существам Земли.
История
Титул “Его Святейшество” используется для обозначения Далай-ламы (хотя и не только для него). Хотя Далай-ламу часто считают главой школы Гелугпа, на самом деле формально он им не является – официально его возглавляет ганден-трипа (dga’ ldan khri pa). Однако тибетский историк К. Дхондуп в своей истории “Водяная птица и другие годы”, основанной на исторических рукописях тибетского министра Суркханга Саванга Ченмо, не согласен с мнением Маллина о том, что сильная власть Далай-ламы в Тибете отвечала бы интересам Китая. Он отмечает, что многие историки должны подозревать нечестность со стороны маньчжуров в этих серийных ранних смертях, потому что амбань имел такую свободу вмешательства; маньчжуры, говорит он, “чтобы упрочить свое господство над тибетскими делами, не хотели, чтобы Далай-лама взошел на трон и стал сильным и способным правителем их страны и народа”. Он отмечает, что жизнь и деяния 13-го Далай-ламы [который успешно отстаивал фактическую независимость Тибета от Китая в период с 1912 по 1950 год] являются живым доказательством справедливости этого аргумента. Этот рассказ также согласуется с приведенными выше наблюдениями Т.Дж. Норбу.
В поисках реинкарнации
Будучи противником насилия во всех его формах, на протяжении 1950-х годов Далай-лама стремился мирно сосуществовать с завоевателями. Переговоры с китайской правящей элитой во главе с Мао Цзэдуном состоялись в 1954 году, но не принесли видимых результатов.
Тем временем специальный отряд под руководством регента отправился на поиски возрожденного Далай-ламы. Этому способствовали видения пожилого ламы и множество знаков. Вскоре поисковая группа достигла монастыря Кумбум и увидела дом с растущим на крыше можжевеловым деревом, в котором остановился будущий Далай-лама.
Офис
Был также один непризнанный Далай-лама, Нгаванг Еше Гьяцо, провозглашенный 28 июня 1707 года, когда Лха-бзанг Хан признал его 25-летним “истинным” Шестым Далай-ламой – но он так и не был принят в качестве такового большинством людей. Далай-лама (Великобритания: / ˈdælaɪ ˈlɑːmə / , США: / ˈdɑːlaɪ ˈlɑːmə / ; стандартный тибетский : ཏཱ་ ལའི་ བླ་ མ་, Tā la’i bla ma [táːlɛː láma] ) – это титул, которым тибетцы называют верховного духовного лидера школы Гелуг или “желтой шляпы” тибетского буддизма, самой новой из классических школ тибетского буддизма. Четырнадцатым и нынешним Далай-ламой является Тензин Гьяцо, который живет как беженец в Индии. Далай-лама также считается преемником в линии тулку, которые считаются воплощениями Авалокитешвары, Бодхисаттвы Сострадания
Причина
После китайского вторжения Далай-лама предпринял множество действий в надежде создать автономное тибетское государство в составе Китайской Народной Республики. В 1963 году он выпустил проект конституции Тибета, содержащий ряд реформ, направленных на демократизацию правительства. Называемая Хартией тибетцев в изгнании, она предоставляет свободу слова, убеждений, собраний и передвижения. Как и Седьмой Далай-лама, Десятый, Цултрим Гьяцо, родился в Литанге, Кхам, где Третий Далай-лама построил монастырь. Это был 1816 год, и регент Демо Тулку и Седьмой Панчен-лама следовали указаниям Нечунга, “государственного оракула”, который заставил их назначить его в возрасте двух лет. Он прошел все испытания и был доставлен в Лхасу, но официальное признание было отложено до 1822 года, когда он был возведен на престол и посвящен в сан Седьмого Панчен-ламы. Существуют противоречивые сведения о том, была ли китайская “золотая урна” использована при жеребьевке для его избрания. Десятый Далай-лама в своей биографии отметил, что ему было разрешено использовать Золотую печать власти в соответствии с соглашением, заключенным покойным Далай-ламой. В офисе были опубликованы замечания и объявлен указ о вступлении Китая. После 15 лет интенсивной учебы и ухудшения здоровья он умер в 1837 году в возрасте 20 или 21 года. Он отождествлял себя с простыми людьми, а не с придворными чиновниками, и часто сидел на своей веранде под солнечными лучами с офисными чиновниками. Намереваясь расширить возможности простых людей, он планировал политические и экономические реформы для более справедливого распределения национального качества. В этот период его здоровье ухудшилось, что может означать, что он, возможно, страдал от медленного отравления тибетскими аристократами, интересам которых угрожали эти реформы. Он также был недоволен своим регентом и кашагом и ругал их за неспособность улучшить положение простого народа, который сильно пострадал в небольших региональных гражданских войнах, которые велись в Коконоре между монголами. Для получения неуплаченных налогов с мятежных тибетских общин, тибетцев и местных территорий, а также в Каме.
Внешние ссылки
В 1578 году монголо-тумецкий правитель Алтан-хан и его люди приняли буддизм от одного из высших лам школы Гелуг, Сонама Гьяцо, и присвоили ему титул Далай-ламы. Далай-ламе V при поддержке правителя Ойрат-хошутов Гуши-хана удалось объединить Тибет в XVII веке. С тех пор Далай-лама продолжал править страной до вторжения китайских войск в 1949 году и полного захвата Тибета в 1959 году. Далай-лама XIV бежал в Индию, где до 2011 года был фактическим главой тибетского правительства в изгнании. В 2011 году он объявил, что отказывается от светской власти, которая перешла в руки президента правительства в изгнании (калон-трипа).
Читайте далее: