Почему монахи не едят мясо

Хотя в Махаяне есть свои исключения из общего правила. Монахи не могут сами убить животное или поймать рыбу, купить ее в магазине, заказать в ресторане, сделав свой выбор, но они могут съесть ее на вечеринке у друга, чтобы не проявлять неуважение к ближнему.

Питание в буддизме

Но такие насильственные подвиги поста не только не были обязательными для монахов, но опытные старцы даже предостерегали от них. Пимен, который в молодости ел только раз в неделю, советовал другим есть каждый день. Другие старейшины[40] говорили то же самое. Сиклитик сказал: «От врага исходит чрезмерно обременительный аскетизм. Пусть будет одно правило поста во все времена. Свойство истинного аскетизма — умеренность»[41]. Последователи учения Будды свято чтут принцип ахимсы — неприсвоения боли, страданий и актов насилия. Согласно этому принципу, животную пищу употреблять не следует, а монахам, в частности, запрещено охотиться или ловить рыбу.

Вывод

Буддийская философия поддерживает отказ от мяса, но только до тех пор, пока это не вредит здоровью монаха. На основании рекомендаций врача можно спланировать диету, не исключающую мясные продукты, что не запрещено буддийским учением. Если диета буддистов-мирян — это индивидуальный выбор, то диета монахов более строгая. Большинство воздерживаются от употребления мяса (хотя не все) и предпочитают простую пищу без излишеств. Стоит отметить, что, несмотря на разногласия по поводу употребления мяса, большинство монахов воздерживаются от употребления лука и чеснока: эти продукты, имеющие довольно положительную репутацию в нашем обществе, на самом деле очень вредны для практикующих — они стимулируют ум и тело, что может негативно сказаться на практике йоги и медитации. Поэтому монахи почти единодушно избегают этих продуктов. То же самое касается стимуляторов — чая, кофе, газировки с кофеином. Также широко распространено негативное отношение к таким продуктам, как грибы. Здесь есть два аспекта — чисто научный и философско-эзотерический. С научной точки зрения, грибы, как губка, впитывают из земли все отходы и вредные вещества, включая радиацию.

Восприятие разных школ

Вегетарианство в традиции Тхеравады имеет еще и физико-географическое значение: в странах, где оно распространено — Шри-Ланка, Таиланд, Камбоджа, Лаос и Мьянма — гораздо проще обходиться без мяса.
На сон монахи отводили не более трех-четырех часов в сутки[42]. Нет указания, что они спали в полдень в жаркую погоду. Они обычно спали на мешках или простынях[43]. Для некоторых даже этот короткий сон казался долгим. Макарий Александрийский однажды двадцать дней боролся с собой, чтобы преодолеть склонность ко сну, и не заснул за это время. Дорофей никогда не ложился спать, а лишь немного дремал во время работы или вкушения пищи[44]. Арсений Великий говорил, что одного часа сна достаточно. Антоний Великий проводил большинство ночей без сна[45]. Таким образом, повседневная жизнь монаха проходила в рукоделии и молитве, сменяющей и сопровождающей рукоделие, сопровождаемой записью размышлений и наблюдений за своими мыслями. Вот монах сидит за работой, по бокам у него две корзины, то в одну, то в другую он бросает камешки. Это запись его мыслей, хороших или плохих. Ближе к вечеру он проводит опрос и, если находит больше постных мыслей, лишает себя пищи[46].

Причины отказа от мяса

Секрет их заключается в особой диете, состоящей из специального хлеба, большого количества растительной пищи и изредка небольшого кусочка рыбы. Монахи, пойманные за употреблением мяса и вина, наказывались розгами и изгнанием из монастыря. Стоит вспомнить, что Будда проповедовал так называемый срединный путь — отказ как от роскоши, так и от крайнего аскетизма — и однажды даже порицал своего ученика, который решил заняться дополнительным аскетизмом и есть один раз в день. Поэтому Будда наставлял, что в вопросах питания следует придерживаться золотой середины: есть без излишеств, но не переусердствовать с постом и недоеданием. Несмотря на свою огромную силу и выносливость, монахи не едят мяса. В «Махапаринирвана-сутре», например, говорится, что она «убивает семена сострадания». Действительно, бхикку должен стать спасителем для других и поэтому не может есть живое мясо.

Виды различных школ

© UNIAN.NET, 1998 — 2021 Все права защищены.
Согласно статье 26 Закона Украины «Об информационных агентствах», право собственности на продукцию информационных агентств охраняется действующим законодательством Украины. Любое копирование, включая части текстов или изображений, публикация, перепечатка или любое другое распространение УНИАН, в любой форме и любыми техническими средствами, не осуществляемое, категорически запрещено без предварительного письменного разрешения УНИАН. Цитирование материала с unian.net без предварительного разрешения, но не более одного абзаца и с обязательной прямой гиперссылкой, открытой для поисковых систем, на unian.net не ниже второго абзаца. Логотип УНИАН является зарегистрированным товарным знаком (знаком обслуживания) УНИАН. Материалы с пометками «Реклама», «НК», «Тема», «Точка зрения», «Официально», «Пресс-релиз» и раздел «Окно» публикуются на правах рекламы, и ответственность за их содержание несет рекламодатель. Информация о курсе валют предоставлена партнером: kurs.com.ua Условия предоставления услуг, Политика конфиденциальности, О нас, Редакционная политика

Сохраните материал