Как зовут древнего певца играющего на гуслях

Кажется, что они присутствуют в нашей культуре с незапамятных времен. Все древнейшие персонифицированные образы русинских эпических героев, царей, сказителей, сохранившиеся только в устной или письменной традиции, почти всегда связаны с псалтырем. И воин, и мудрец всегда являются выдающимися псалтырщиками. Что их объединяет? И почему игра на гуслях была так важна для наших предков? Давайте попробуем разобраться в причинах, обратившись к истории самых известных псалтиристов.

Царь Давид — псалтирь. 

Кем был легендарный христианский царь Востока — пресвитером Иоанном или священником Иваном? Что он написал о себе и своих землях в письме императору Византии? Что известно сегодня о его царстве и городе Наян, где он родился? Еще один важный образ, который следует рассмотреть в контексте традиции гусляра в России, — царь Давид. На первый взгляд, Давид — фигура библейская, но в русской фольклорной традиции он настолько самостоятелен, что некоторые исследователи (Г. Н. Базлов, М. Л. Серяков и др.) считают, что под этим именем в новую религиозную парадигму была включена другая фигура: собирательный старославянский образ Великого Гусара, который ближе к пророческому Бояну, чем к царю Израиля. Двух Давидов объединяет только имя и умение играть на гуслях.

Садко. 

Таким образом, былина является не чем иным, как отражением обряда инициации — все ее этапы следуют традиционной логике: испытание страхом (первая встреча с морским царем на берегу озера Ильмень), ритуальная смерть героя (погружение на дно Небесного моря с эфемерной возможностью вернуться в известный мир) и воскрешение (пробуждение на берегу). Здесь, кстати, стоит вспомнить и индуистского бога разрушения Шиву, который в своем танце также разрушил обычный мир Воспоминания о танцах «брейкинга», записанные в этнографических экспедициях, свидетельствуют о том, что они нередко перерастали в драку, после чего предписывалось уничтожение инструмента — разрывание меха гармошки, обрывание струн, разбивание футляра гуслей и т.д. Такое кардинальное прекращение игры прервало и танец, и вызванные им разрушения. Вот что делает Садко, чтобы остановить дикий танец Морского царя, который приводит к многочисленным кораблекрушениям.

Вяйнямёйнен. 

«Голубиная книга» заслуживает отдельного исследования (читайте подробнее).Что касается упоминаемого в ней царя Давида, то здесь он изображен как обладатель тайных знаний, мудрец и пророк. Неудивительно, что русский образ Давида неизменно ассоциируется с арфой — ведь мудрость и обладание особыми знаниями в сознании наших предков были неразрывно связаны с умением играть на арфе (вспомним пророка Бояна). Исследователь «Голубиной книги» М.Л.Серяков пишет:
Термин са-дху (название легендарной псалтыри) на санскрите удивительным образом обозначает людей, отрекшихся от мира и вставших на путь духовного совершенствования. Корень sa-dh означает «достигать цели», «обладать силой», а sa-dhana — «духовная практика». Действительно, исходя из текста былины, Садко напоминает не купца, а скорее искателя, который постепенно постигает как различные практики игры на гуслях, так и тайны взаимосвязи природных явлений. Он начинает как отвергнутый обществом гусляр, а заканчивает как человек, научившийся вызывать своей игрой бурю, управлять стихией воды, более того, он становится зятем самого Морского царя.

Подписаться на нашу группу:

Что примечательно, Соловей Будимирович приезжает в Киев из северных земель: из города Леденца, из Веденецкой земли, «из-за славного синего моря Волынского, из-за острова Кодола, из-за зеленого острова Лукоморья…». И как Садко хвастается невероятным богатством, так и мы снова видим связь гуслярной традиции с севером (Русским Севером, Балтийским морем, Полабской Русью). Поэтому, хотя былина о нем по месту действия относится к так называемому киевскому циклу, по сути своей она скорее новгородская.Уроки французского языка отвечают на вопрос : расскажите о богатыре по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3. Почему он не убежал в деревню? 4. Какие отношения у него были с друзьями? 5. Почему он ввязался в игру на деньги? 6.Как характеризуются его отношения с учителем? Ответьте на эти вопросы, пожалуйста! Напишите сочинение, пожалуйста

добавьте свое слово

А как насчет гусельной традиции? В «Калевале» Вяйнямёйнен предстает во всей своей славе и мощи именно как Великий Гусляр. В славянском фольклоре предания о нем сохранились лишь смутно, в виде набросков и намеков. В русской традиции Давид обычно изображается в виде старика, сидящего среди диких животных. Давид играет на гуслях, а звери слушают. Этот образ не соответствует библейским легендам, так как в них царь окружен домашними животными. Большинство художественных изображений Давида, с другой стороны, чаще всего основываются на библейском образе. На таких картинах Давид держит в руках арфу (дальнего родственника псалтири).

Царь Давид — псалтирь. 

Более того — в древнейшем памятнике русской литературы «Голубиная книга», представляющем собой диалог двух людей о природе, происхождении и иерархии вещей — царь Давид (в других редакциях — Давид Осиевич, Давид Евсеевич) является тем, кто отвечает на вопросы, то есть Мудрецом (почему опять Давид, а не, скажем, Соломон — ведь последний считается самым известным библейским мудрецом?). Интересно, что личность вопрошающего не имеет реального прототипа (как мы знаем из официальной истории) — в тексте песни «Голубиная книга» это некто Волотоман Волотоманович или Володимир Володимирович.
В карело-финском эпосе «Калевала» Вяйнямёйнен считается первым человеком. Он одновременно мудрец, богатырь и демиург. С помощью волшебной игры на кантеле (= практически полный аналог шлемовидной псалтири) он может подчинить своей воле живую и неживую природу.

Выводы — кто он, Великий Гуслер, сказитель, предсказатель и устроитель мира?

В легендах, народных сказках и поверьях псалтирь чаще всего упоминается в руках великих людей. Они часто играют на гуслях так искусно, что даже таланты профессиональных музыкантов меркнут перед ними. Например, Добрыня Никитич, переодетый скоморохом, присутствует на свадьбе своей жены и играет на гуслях так виртуозно, что князь оказывает ему, играющему инкогнито, честь, садясь рядом с ним.Согласно библейской истории, в молодости Давид пас скот и тоже играл на гуслях (то есть исполнял псалмы под аккомпанемент инструмента). По преданию, стихи и музыка были настолько хороши, что когда юный Давид пришел к царю Саулу, он смог отогнать злого духа, мучившего правителя. Кстати, это тот самый Давид, который впоследствии победил Голиафа, а еще позже сам стал царем сначала Иудеи, а затем объединенного Израильского царства. Примечательно, что титул «величайшего мудреца» в библейской традиции принадлежит не Давиду, а его сыну Соломону. Давид участвовал во многих войнах, перенес центр государства в Иерусалим, подготовил проекты и материалы для строительства первого Храма, поместил Ковчег Завета на горе Сион, регламентировал иерархию священников и каноны богослужения и т. д. Иными словами, да, он был искусным музыкантом, но нельзя сказать, что музыкальный талант был самой важной его чертой, лейтмотивом всей его жизни.

Соловей Будимирович

Здесь становится ясно, что Боян не просто певец, а носитель мудрости, способный оценивать события с разных сторон и предсказывать их. Он может мысленно переноситься куда угодно — белкой на дерево, серым волком на землю, орлом под облака, может смотреть как бы сверху на события прошлого, настоящего и, возможно, будущего — за что и получил прозвище Вещий.Обширная библиотека видеороликов игры на гуслях собрана в социальных сетях мастерской World psaltery. Создатели проекта активно занимаются популяризацией псалтыри — здесь можно купить псалтыри в любом ценовом диапазоне и научиться играть на них бесплатно. Играть на псалтири очень просто — это может сделать каждый, даже если вы никогда раньше не занимались музыкой!

Егорий Храбрый

Остается только добавить, что Морской царь считался покровителем коклеистов — об этом упоминал известный славяновед Б.А.Рыбаков, а сама игра на гуслях считалась тесно связанной с водной стихией. Но почему? Что общего между гуслями и морским царем? Одно из объяснений гласит, что натянутые струны можно соотнести с поверхностью моря, и, ударяя по ним, гусляр создает волны, порождающие звуки, другими словами, он управляет этой стихией воды и музыки. Но может ли это быть потому, что центр гуслярной традиции находился в одном из главных религиозных комплексов древних славян, посвященных богу воды и моря? И не отправился ли искатель-Садко в полабскую Русь, чтобы научиться умению управлять водной стихией, играя на гуслях в древних местах силы?

Сохраните материал