Суфизм что это такое простыми словами

Суфизм имел долгую историю еще до более поздней институционализации суфийских учений в ордена (тарикаты) в раннем Средневековье. Орден Накшбанди является заметным исключением из общего правила орденов, ведущих свою духовную родословную от внуков Мухаммеда, поскольку он ведет свое учение от Мухаммеда до первого исламского халифа Абу Бакра.

Содержание

Преследования суфизма

Преследование суфизма и мусульман-суфиев на протяжении веков включало в себя акты религиозной дискриминации, преследования и насилия со стороны как мусульман-суннитов, так и мусульман-шиитов, такие как разрушение суфийских святынь, гробниц и мечетей, подавление суфийских религиозных орденов и дискриминация последователей суфизма в нескольких странах с преобладающим мусульманским населением. Турецкая Республика запретила все суфийские ордена и упразднила их в 1925 году после того, как суфии выступили против новой системы освещения. Исламская Республика Иран преследовала шиитских суфиев, предположительно потому, что они не практиковали доктрину «судебного управления» Популярный суфизм (т.е. религиозные практики, распространившиеся в мировой культуре благодаря влиянию суфиев), одной из распространенных практик является посещение или паломничество на могилы святых, известных ученых и праведников. Это особенно распространенная практика в Южной Азии, где известные гробницы содержат святых, таких как Сайид Али Хамадани в Кулябе, Таджикистан; Афак Ходжа, недалеко от Кашгара, Китай; Лал Шахбаз Каландар в Синде; Али Худжвари в Лахоре, Пакистан; Бахауддин Закария в Мултане, Пакистан; Мойнуддин Чишти в Аджмере, Индия; Низамуддин Аулия в Дели, Индия; и Шах Джалал в Силхете, Бангладеш.

Литература

Важный письменный вклад принадлежит Увайсу аль-Карани, Хасану из Басры, Харису аль-Мухасиби, Абу Насру ас-Сарраджу и Сайиду ибн аль-Мусайибе. Рувайм, представитель второго поколения суфиев в Багдаде, также был влиятельной фигурой раннего периода, как и Джунаид из Багдада; многие ранние последователи суфизма были учениками одного из них. Джунаид аль-Багдади (830-910) был одним из великих ранних суфиев. Его орден был Джунаидийя, относящийся к золотой цепи многих суфийских орденов. Он заложил основы трезвого мистицизма в противовес опьяненным Богом суфиям, таким как аль-Халладж, Баязид Бастами и Абусаид Аболхир. Во время суда над аль-Халладжем, его бывшим учеником, тогдашний халиф потребовал фетву против него. В ответ он издал фетву: «По виду он должен умереть, а мы судим по виду, а Аллах знает лучше». Суфии называли его Саййид-ут-Тайфа, что означает лидер группы. Он жил и умер в городе Багдаде.

Этимология

. Для суфия внешний закон состоит из тюремного заключения, заключения, брака, судебных решений и уголовного права, или того, что часто обозначается общим термином «канун». Внутренний закон суфизма состоит из правил, касающихся скорби о грехах, очищения от мерзких черт и дурных качеств характера, а также добродетели и хорошего характера.
Вопреки этим прогнозам, суфизм и суфийские ордена продолжали играть свою роль в мусульманском мире, распространяясь и в странах с мусульманскими меньшинствами. Его способность сформулировать всеобъемлющую исламскую идентичность с сильным акцентом на личном благочестии небольших групп сделала суфизм особенно подходящим для контекстов, характеризующихся религиозным плюрализмом и секуляристскими взглядами.

Определения

Некоторые учителя, особенно когда обращаются к широкой аудитории или смешанным мусульманским и немусульманским группам, широко используют притчу, аллегорию и метафору. Хотя подход к обучению различается в разных суфийских орденах, суфизм в целом основан в первую очередь на непосредственном личном опыте, поэтому его иногда сравнивают с другими, неисламскими формами мистицизма (как в книге Хоссейна Насра ). Суфийские наклонности Ибн Таймийи и его уважение к суфийским ученым, таким как Абдул-Кадир Гилани, также видны в его стостраничном комментарии к Футух аль-гайб, охватывающем только пять из семидесяти восьми текстов. проповедуя книгу, но показывая, что он рассматривал тасаввуф как важный элемент в жизни исламской общины.

Практика суфизма

Оппозиция суфийским учителям и наставлениям со стороны более буквалистских и легалистских течений ислама существовала в различных формах на протяжении всей исламской истории. Орден бекташи был основан в 13 веке исламским святым Хаджи Бекташем Вели, расцвел под большим влиянием ХуруфиАли аль-‘Ала в 15 веке и реорганизован Балымом Султанином в 16 веке.

Библиография

. В этом отношении поучительна жизнь алжирского мастера эльфов Абделькадера-Джезаири. Также заслуживают внимания жизни Амада Бамбы и Эль Хаджа Умара Талла в зарегистрированной Африке и шейха Мансура и имама Шамиля на Кавказе. В двадцатом веке некоторые мусульмане описывали суфизм как суеверную религию, которая сдерживает исламский прогресс в науке и технике.
В литературе суфизма особое внимание уделяется вопросам, которые очень субъективны и не поддаются внешнему наблюдению, например, тонким состояниям сердца. Часто они носят отсылочный или описательный характер; в результате авторы различных суфийских трактатов прибегают к аллегорическому языку. Например, во многих суфийских стихах говорится об опьянении, которое прямо запрещено исламом. Такое использование косвенных формулировок и наличие предположений со стороны тех, кто не связан с исламом или суфизмом, вызвало сомнения в обоснованности суфизма как части ислама. Существуют также группы, которые обсуждают суфизм как метод обхода правил ислама с целью прямого достижения спасения. Это не было одобрено традиционными учеными.

Практики

Сенуси — религиозно-политический суфийский орден, основанный Мухаммадом ибн Али ас-Сенуси. Мухаммад ибн Али ас-Сенуси основал движение из-за критики египетских улемов. Родом из Мекки, ас-Сенусси покинул Мекку из-за давления ваххабитов и поселился в Киренаике, где его хорошо приняли. Идрис бин Мухаммад аль-Махди аль-Сенусси позже был признан эмиром Киренаики и в конце концов стал королем Ливии. Монархия была упразднена Муаммаром Каддафи, но треть ливийцев до сих пор утверждает, что они сенуси. Возможно, не совсем понятно, о чем идет речь, но это одна из особенностей суфизма — неясные образы и метафоры, которые можно интерпретировать по-разному, а истинный смысл доступен только посвященным. В качестве одного из вариантов интерпретации можно предложить следующий: путь суфия вплоть до начала самого духовного пути, то есть время от рождения до знакомства с суфизмом, — это путешествие к Богу. Начальные этапы суфийского пути, такие как покаяние и обучение, — это путешествие в Боге. Настоящая, полноценная практика суфизма, которая продолжается вплоть до оставления физического тела, — это путешествие с Богом. И путешествие души после смерти — это путешествие от Бога к Богу. Стоит напомнить, однако, что в зависимости от ордена и шейха, толкующего учение, значение четырех шагов может меняться, и здесь приводится лишь приблизительное толкование для общего понимания.

Святой

Суфийский круг (или суфийский круг) — это форма сам- или физической активности, которая возникла у некоторых суфиев и до сих пор практикуется суфийскими дервишами ордена Мевлеви. Это обычный танец, исполняемый в сема, посредством которого дервиши (также называемые семазен от персидского سماعزن) стремятся достичь источника всех совершенств, или кемаля. Это достигается путем отказа от нафса, эго или личных желаний, прослушивания музыки, сосредоточения на Боге и вращения тела повторяющимися кругами, что рассматривается как символическая имитация планеты в Солнечной системе, вращающейся вокруг Солнца. Это похоже на то, как каждый из нас занимается самолечением вместо того, чтобы обратиться к специалисту, который осмотрит нас, поставит правильный диагноз и назначит соответствующее лекарство, проследит за развитием болезни и ее лечением. Такова была изначальная цель этой науки.

Основные суфийские ордена

Каввали изначально был формой суфийских религиозных песнопений, популярных в Южной Азии, и в настоящее время обычно исполняется на даргах. Говорят, что суфийский святой Амир Хусрау в 13 веке объединил персидские, арабские, турецкие и индийские классические мелодические стили, чтобы создать этот жанр. Песни делятся на хамд, на’ат, манкабат, марсия или газель и другие. Исторически сложилось так, что суфийские святые разрешали и использовали это, указывая при этом, что музыкальные инструменты и женские голоса не должны быть представлены, хотя это распространено и сегодня.
Многие западные люди вступили на путь суфизма с различными результатами. Одним из первых, кто вернулся в Европу в качестве официального представителя суфийского ордена и с конкретной целью распространения суфизма в Европе, был странствующий суфий европейского происхождения Иван Агуэли. Рене Генон, французский ученый, стал суфием в начале 20 века и известен как шейх Абдул Вахид Яхья. В своих многочисленных трудах он определяет суфизм как сущность ислама, но также указывает на универсальность его послания. Другие спиритуалисты, такие как Георгий Гурджиев, могут соответствовать или не соответствовать принципам суфизма в понимании ортодоксальных мусульман.

Этимология

Дарга (перс. درگاه dargâh или درگه dargah, также на пенджаби и урду) — это святилище, построенное над могилой почитаемого религиозного деятеля, часто суфийского святого или дервиша. Суфии часто посещают святыню в рамках зиярата — термина, связанного с религиозными визитами и паломничеством. Дарги часто ассоциируются с суфийскими закусочными и залами для собраний, а также приютами, называемыми хосписами ханкахор. В исламском мистицизме карамат (араб. کرامات karāmāt, pl. رامة karāmah, букв. величие, возвышенность) относится к сверхъестественным чудесам, совершенным мусульманскими святыми. В техническом исламском религиоведении форма единственного числа karāmah имеет значение, аналогичное харизме, благодати или духовному дару, дарованному Богом. Чудеса, приписываемые исламским святым, включают сверхъестественные физические действия, предсказания будущего и «толкование тайн сердца». Исторически «вера в чудеса святых (karāmāt al-awliyāʾ, буквально «чудеса друзей [Бога]»)» была «обязательным требованием в суннитском исламе. «

Цели и задачи

В XIII веке суфийский поэт из Египта аль-Бусири написал «Аль-Кавакиб аль-Дуррия фи Мадх Хайр аль-Бария» («Небесные огни в похвалу лучшего из созданий»), который обычно называют Канидат аль-Бурда («Поэма мантии»), в которой он широко восхваляет Мухаммада. Это стихотворение до сих пор широко декламируется и поется среди суфийских групп и светских мусульман по всему миру. Есть свидетельства того, что суфизм повлиял на развитие некоторых школ еврейской философии и этики. В первом труде такого рода мы видим Китаб аль-Хидая иля Фараи ас-Сулуб, «Обязанности сердца» Бахьи ибн Пакуда. Эта книга была переведена на иврит Иудой ибн Тиббоном под названием «Ховот аЛевавот».

Теоретические перспективы

Термин «суфизм» был впервые введен в европейские языки в XVIII веке востоковедами, которые рассматривали его прежде всего как интеллектуальную доктрину и литературную традицию, отошедшую от того, что они считали стерильным монотеизмом ислама. В современном научном обиходе этот термин используется для описания широкого спектра социальных, культурных, политических и религиозных явлений, связанных с суфизмом.
Орден Ниматуллахи является самым распространенным суфийским орденом в Персии на сегодняшний день. Она была основана шахом Ниматуллой Вали (ум. 1367), возникла и развилась из кругов ма’руфии, унаследованных от него. Сегодня существует несколько подразделений, которые являются наиболее известными и влиятельными на Западе, следуя линии преемственности доктора Джавада Нурбахша, который принес порядок на Запад после революции 1979 года в Иране.

Основные суфийские ордена

Зикр может немного отличаться от ордена к ордену. Некоторые суфийские ордена участвуют в ритуальных церемониях зикр, или сема. Сема включает в себя различные формы поклонения, такие как декламация, пение (из которых наиболее известна музыка каввали на индийском субконтиненте), инструментальная музыка, танцы (известные как суфийское кружение у ордена Мевлеви), благовония, экстаз и транс. В настоящее время активными суфийскими учеными и издателями являются Ллевеллин Воган-Ли, Нух Ха Мим Келлер, Абдулла Нуруддин Дурки, Вахид Ашраф, Хамза Юсуф, Заид Шакир, Омер Тарин, Ахмед Абдур Рашид и Тимоти Винтер.

Практики

Подъем исламской цивилизации во многом совпадает с распространением суфийской философии в исламе. Распространение суфизма считается решающим фактором для распространения ислама и создания полноценных исламских культур, особенно в Африке и Азии. Племена сенуси в Ливии и Судане являются одними из самых сильных последователей суфизма. Суфийские поэты и философы, такие как Ходжа Ахмет Яссауи, Руми и Аттар из Нишапура (ок. 1145 — ок. 1221) внесли значительный вклад в распространение исламской культуры в Анатолии, Центральной Азии и Южной Азии. Суфизм также сыграл свою роль в создании и распространении культуры Османской империи и в сопротивлении европейскому империализму в Северной Африке и Южной Азии. Вопреки этим прогнозам, суфизм и суфийские ордена продолжали играть свою роль в мусульманском мире, распространяясь и в странах с мусульманскими меньшинствами. Его способность формулировать всеобъемлющую исламскую идентичность с сильным акцентом на личную набожность малых групп сделала суфизм особенно хорошо подходящим для контекстов, характеризующихся религиозным плюрализмом и секуляристскими настроениями.

Практика суфизма

Согласно пророку Мухаммаду, существует три вида джихада: Джихад сердца, Джихад слова и Джихад меча, из которых Джихад сердца, предполагающий борьбу с собственными пороками, считается самым возвышенным, а Джихад меча, что прямо означает «священная война», считается самым низким из способов и может быть использован только в самых крайних случаях. А путь суфия — это путь сердца, путь культивирования любви ко всему сущему и посвящения своей жизни собственному развитию и служению на благо других.
Суфии считают, что шариат (экзотерический «канон»), тарикат («порядок») и хакика («истина») взаимозависимы. Суфизм направляет адепта, называемого саликом или «странником», в его сулоке или «пути» через различные станции (макам), пока он не достигнет своей цели — совершенного тавхида, экзистенциального признания того, что Бог един. Ибн Араби утверждает: «Когда мы видим в этой Общине человека, который утверждает, что способен привести других к Богу, но опускает только один принцип Святого Закона — даже если он проявляет чудеса, поражающие разум, — заявляя, что его отсутствие — это особое» разрешение для него, мы даже не поворачиваемся, чтобы посмотреть на него, потому что он не доверяет тайны Всевышнего, кроме тех, в которых хранятся секреты Святого Закона. (Jamiʿ karamat al-awliyaʾ) «.

Pursuit

В июле 2016 года на Международном суфийском фестивале в Noida Film City, UP, Индия, Абдул Басит, который в то время был Верховным комиссаром Пакистана в Индии, открывая выставку Фархананда Хана, сказал: «В картинах нет словесного барьера или объяснений, скорее в суфизме есть успокаивающее послание братства и мира» .Шадхили — суфийский орден, основанный Абу-ль-Хасаном аш-Шадхили. Ихванов (мюридов — последователей) Шадхилийи часто называют Шадхили. Фасия, ветвь шадилийи, основанная имамом аль-Фаси из Мекки, является широко распространенным суфийским орденом в Саудовской Аравии, Египте, Индии, Шри-Ланке, Бангладеш, Пакистане, Малайзии, Сингапуре, Маврикии, Индонезии и других странах Ближнего Востока.

Суфизм и поклонение

Практики суфийской традиции обычно недоступны широкой публике. Дело в том, что в суфизме большую роль играют отношения между «шейхом» — духовный учитель — и ученик — «мюрид». Способ обучения основан на личном примере и передаче духовного опыта. Все суфийские практики передаются через личное посвящение, и их эффективность основана именно на глубокой духовной связи между шейхом и мюридом. Шейх передает мюриду молитвенные формулы, которые используются в практике зикра, или поминания Бога. Эта практика очень похожа на типичную практику мантра-йоги, где определенное состояние достигается через повторение определенных смысловых звуковых вибраций.Джунаид аль-Багдади (830-910) был одним из великих ранних суфиев. Его орден был Джунаидия, связанный с золотой цепью многих суфийских орденов. Он заложил основы трезвого мистицизма в противовес опьяненным Богом суфиям, таким как аль-Халладж, Баязид Бастами и Абусаид Аболхир. Во время суда над аль-Халладжем, его бывшим учеником, тогдашний халиф потребовал фетву против него. В ответ он издал фетву: «По виду он должен умереть, а мы судим по виду, а Аллах знает лучше». Суфии называли его Саййид-ут-Тайфа, что означает лидер группы. Он жил и умер в Багдаде.

Определения

Слово тасаввуф (дословно — быть или стать суфием), обычно переводимое как суфизм, западные авторы обычно определяют как исламский мистицизм. Арабский термин «суфий» использовался в исламской литературе с широким спектром значений как сторонниками, так и противниками суфизма. Классические суфийские тексты, которые подчеркивают определенные учения и практики Корана и Сунны (образцовые учения и практики исламского пророка Мухаммада), содержат определения тасаввуфа, которые описывают этические и духовные цели и служат дидактическими инструментами для их достижения. Вместо этого, в более практических контекстах, многие другие термины использовались для описания определенных духовных качеств и ролей.
Суфии отличались своим аскетизмом, особенно приверженностью к зикру — практике поминания Бога, часто совершаемой после молитвы. Они приобрели приверженцев среди многих мусульман как реакция на мирское существование раннего халифата Омейядов (661-750 гг.) и охватили несколько континентов и культур в течение тысячелетия, первоначально выражая свои убеждения на арабском языке, а затем распространившись на персидский, турецкий, пенджаби и урду, среди прочих языков. Суфии сыграли важную роль в формировании мусульманских обществ благодаря своей миссионерской и просветительской деятельности. По словам Уильяма Читтика, «суфизм, в широком смысле, можно охарактеризовать как интериоризацию и усиление исламской веры и практики».

История

В этих сочинениях суфиев и аль-Харави есть главы, посвященные тем же темам, что и в «Ховот ха-Лебабот», и имеющие те же названия: например, Баб ат-Таваккул; Баб ат-Таубах; Баб аль-Мухасабах; Баб ат-Таваху; Баб аз-Зухд. В девятых вратах Батья цитирует изречения суфиев, которых он называет перушим. Однако автор «Чавот аль-Левавот» не зашел так далеко, чтобы одобрить аскетизм суфиев, хотя и проявил явную склонность к их этическим принципам. Важный письменный вклад внесли Увайс аль-Карани, Хасан из Басры, Харис аль-Мухасиби, Абу Наср ас-Саррадж и Сайид ибн аль-Мусайиб. Рувайм, представитель второго поколения суфиев в Багдаде, также был влиятельной ранней фигурой, как и Джунаид из Багдада; многие ранние последователи суфизма были учениками одного из них.

История суфизма

Некоторые суфийские ордена подчеркивают зикр и полагаются на него. Эта практика зикра называется Зикр-и-Кульб (обращение к Аллаху в данный момент). Музыкальные инструменты (кроме дуфа) традиционно считаются запрещенными в четырех ортодоксальных суннитских школах, и более ортодоксальные суфийские тарикаты также продолжают запрещать их использование. На протяжении всей истории суфийские святые отмечали, что музыкальные инструменты запрещены.

Библиография

Другое объяснение связывает лексические особенности корня слова с afā (صفاء), означающим «чистота» на арабском языке, и в этом контексте другой похожей идеей тасаввуфа, рассматриваемой в исламе, является тазкия (تزكية, означающая самоочищение), также широко используемая в суфизме. Эти два объяснения объединил суфий ар-Рудхабари (ум. 322 г. хиджры), который сказал: «Суфий — это тот, кто носит шерсть сверх чистоты».
В современном мире классическая интерпретация суннитской ортодоксии, которая рассматривает суфизм как важнейшее измерение ислама наряду с правовыми и богословскими дисциплинами, представлена как раз такими учреждениями, как египетский университет Аль-Азхар и колледж Зайтун, с нынешним Великим имамом Ахмедом эль-Тайебом Аль-Азхар недавно определил «суннитскую ортодоксию» как следование «любой из четырех [правовых] школ (Ханафи, Шафи’и, Малики или Ханбали) и… [также] суфизм имама Джунайда Багдада в доктрине, обычаях и [духовном] очищении. «

Внешние ссылки

Рабия аль-Адавия или Рабия из Басры (ум. 801) была мистиком, который представлял контркультурные элементы суфизма, особенно в отношении статуса и власти женщин. Говорят, что знаменитый суфийский лидер Хасан из Басры кривил душой перед ее высочайшими добродетелями и искренними качествами. Рабия родилась в очень бедной семье, но в зрелом возрасте была похищена бандитами и продана в рабство. Однако ее хозяин освободил ее, когда однажды ночью проснулся и увидел свет святости, сияющий над ее головой. Рабия аль-Адавия известна своим учением и тем, что подчеркивает центральную роль Божьей любви в святой жизни. В конце первого тысячелетия было написано несколько руководств, в которых кратко излагались доктрины суфизма и описывались типичные суфийские практики. Две из них, наиболее известные, теперь доступны в английском переводе: Кашф аль-Махджаб» Али Худжвири и «Рисал аль-Кушайри».

Культура

В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков суфийские ритуалы и доктрины также подвергались постоянной критике со стороны модернистских исламских реформаторов, либеральных националистов и, несколько десятилетий спустя, социалистических движений в мусульманском мире. Суфийские ордена обвинялись в насаждении народных суеверий, сопротивлении современным интеллектуальным взглядам и препятствовании прогрессивным реформам. Идеологические нападки на суфизм были усилены земельными и образовательными реформами, а также новыми формами налогообложения, введенными западными правительствами, что подорвало экономические основы суфийских орденов. Степень упадка суфийских орденов в первой половине двадцатого века была разной в разных странах, но к середине века выживание традиционного суфийского ордена многим наблюдателям казалось сомнительным. Для суфиев именно передача божественного света от сердца учителя к сердцу ученика, а не мирские знания, позволяет адепту прогрессировать. Они также считают, что учитель должен стремиться безошибочно следовать Божественному закону.

Ошибки в суфизме

Одной из распространенных практик суфизма (то есть религиозных практик, распространившихся в мировой культуре благодаря суфийскому влиянию) является посещение или паломничество на могилы святых, известных ученых и праведников. Это особенно распространенная практика в Южной Азии, где известные гробницы содержат святых, таких как Сайид Али Хамадани в Кулябе, Таджикистан; Афак Ходжа, недалеко от Кашгара, Китай; Лал Шахбаз Каландар в Синде; Али Худжвари в Лахоре, Пакистан; Бахауддин Закария в Мултане, Пакистан; Мойнуддин Чишти в Аджмере, Индия; Низамуддин Аулия в Дели, Индия; и Шах Джалал в Силхете, Бангладеш.
Практики суфийской традиции обычно недоступны широкой публике. В суфизме отношения между шейхом, духовным учителем, и учеником, мюридом, имеют огромное значение. Способ обучения основан на личном примере и передаче духовного опыта. Все суфийские практики передаются через личное посвящение, и их эффективность основана именно на глубокой духовной связи между шейхом и мюридом. Шейх передает мюриду молитвенные формулы, которые используются в практике зикра, или поминания Бога. Эта практика очень похожа на типичную практику мантра-йоги, где определенное состояние достигается через повторение определенных смысловых звуковых вибраций.

Суфийские практики считают, что на ранних стадиях суфизм фактически относился только к усвоению ислама. Согласно одной из точек зрения, суфизм в своем возникновении и развитии вырос непосредственно из Корана, который постоянно читается, обдумывается и проживается. Другие последователи считали, что суфизм — это близкое подражание пути Мухаммеда, благодаря которому укрепляется связь сердца с Божественным. Это похоже на то, как каждый из нас занимается самолечением вместо того, чтобы обратиться к специалисту, который обследует нас, поставит правильный диагноз и назначит соответствующие лекарства, следя за течением болезни и ее лечением. Такова была изначальная цель этой науки.

Поиск

Так что же такое суфизм? Что такое путь суфизма и какова связь между суфизмом и йогой? Это религия или скорее путь самопознания, который открыт не для всех? Считается, что первым суфием был сам пророк Мухаммад, которому в свое время был ниспослан Коран. Согласно суфийскому учению, Пророк Мухаммад достиг состояния, которое в суфийской традиции называется «инсан камил», что означает «совершенный человек». Это считается высшей ступенью духовного развития в суфизме. «Совершенный человек» преодолел в себе «нафс». Термин «нафс» можно условно перевести как «эго», но это не совсем точный перевод. Это скорее темная сторона личности человека, проявление его животной природы. «Совершенный человек» — это тот, кто достиг своего рода просветления, которое в суфийской традиции обозначается термином «хакика», и избавился от невежества, которое обозначается термином «куфр».По этим и другим причинам отношения между традиционными исламскими учеными и суфизмом являются сложными, а диапазон научных мнений о суфизме в исламе был нормой. Некоторые ученые, такие как аль-Газали, поддерживали его, в то время как другие выступали против него. Уильям Читтик объясняет позицию суфизма и суфиев следующим образом:

Внешние ссылки

Как показывает следующий пример предполагаемого последователя, в ордене Мевлеви было предписано подавать наставления бедным в течение 1001 дня до получения духовного наставления и еще 1001 день находиться в уединении в качестве предварительного условия для выполнения этого наставления.
Кубравийордер — суфийский орден («тарика»), названный в честь своего основателя Наджмуддина Кубра в 13 веке. Суфийский орден Кубравия был основан в 13 веке Наджмуддином Кубраином Бухарайном из современного Узбекистана. Монголы захватили Бухару в 1221 году, устроили геноцид и почти уничтожили все население города. Шейх Наджм ад-Дин Кубра был среди тех, кого убили монголы.

История

Хотя все мусульмане верят, что они находятся на пути к Аллаху и надеются приблизиться к Аллаху в Раю — после смерти и после Страшного суда — суфии также верят, что можно приблизиться к Аллаху и более полно принять божественное присутствие в этой жизни. Главная цель всех суфиев — стремиться угодить Богу, восстанавливая в себе изначальное состояние фитрах. Историк Джонатан А.С. Браун отмечает, что при жизни Мухаммеда некоторые сподвижники были более других склонны к «напряженному благочестию, благочестивому воздержанию и размышлению над божественными тайнами» больше, чем того требовал ислам, например, Абу Зарр аль-Гифари. Хасан аль-Басри, таби’, считается «основателем» «науки очищения сердца».

История суфизма

Мансур аль-Халладж (ум. 922) знаменито произнес фразу Ана-ль-Хакк («Я — Истина»). Его отказ отказаться от этого заявления, которое считалось отступничеством, привел к длительному судебному разбирательству. Он был заключен в тюрьму в Багдаде на 11 лет, затем подвергнут пыткам и публично расчленен 26 марта 922 года. Суфии до сих пор почитают его за готовность принять пытки и смерть вместо отречения. Говорят, что во время молитвы он сказал: «О Господь! Ты — путеводитель тех, кто проходит через долину скорби. Если я еретик, развейте мою ересь». В настоящее время песни длятся от 15 до 30 минут и исполняются группой певцов и инструментами, включая фисгармонию, таблу и дхолак. Пакистанский мастер пения Нусрат Фатех Али Хан известен тем, что популяризировал каввали во всем мире.

Цели и задачи

. Хотя подавляющее большинство суфиев, как до, так и в наши дни, были и остаются приверженцами суннитского ислама, определенные направления суфийской практики также развивались в шиитском исламе в конце средних веков, особенно после перехода Ирана из суннитского в шиитское большинство. Все традиционные суфийские ордена в течение первых пяти веков ислама основывались на суннитском исламе. Хотя суфии выступали против сухого юридизма, они строго следовали исламским законам и принадлежали к различным школам исламской юриспруденции и теологии.
Орден Кадири — один из старейших суфийских орденов. Он получил свое название от имени Абдул Кадира Джилани (1077-1166), выходца из иранской провинции Джилан. Орден является одним из самых распространенных суфийских орденов в исламском мире и широко представлен в Центральной Азии, Пакистане, Турции, на Балканах и в большей части Восточной и Северной Африки. Кадирийя не разработала никаких отличительных доктрин или учений, выходящих за рамки основного ислама. Они верят в основные постулаты ислама, но интерпретируют их через мистический опыт.

Этимология

Персидский поэт XIII века Руми считается одной из самых влиятельных фигур в суфизме и одним из величайших поэтов всех времен. Он стал одним из самых читаемых поэтов в тех же Штатах, во многом благодаря интерпретирующим переводам, опубликованным Колманом Барксом. Роман Элиф Чафак «Сорок правил любви» — это беллетризованный рассказ о встрече Руми с персидским дервишем Шамсризи. Среди других известных суфийских учителей, работавших на Западе в последние годы, — Бава Мухайюддин, Инайят Хан, Назим аль-Хаккани, Джавад Нурбахш, Бюлент Рауф, Ирина Твиди, Идрис Шах, Музаффер Озак, Нахид Анга и Али Кианфар.

Прием

Идрис Шах утверждает, что суфизм универсален по своей природе и его корни уходят в ислам и христианство. Он приводит слова Сухраварди о том, что «эту мудрость [суфизма] знали и практиковали многие мудрецы, включая загадочного древнеегипетского Гермеса», и что Ибн аль-Фарид «подчеркивает, что суфизм стоит за систематизацией и перед ней; что «наше вино существовало до того, что вы называете лозой и виноградной лозой». (школа и система) … «Однако взгляды шаха были отвергнуты современными учеными. Такие современные неосуфийские течения в западных странах позволяют немусульманам получать «инструкции по следованию пути суфиев», не без сопротивления со стороны мусульман, которые считают такие инструкции выходящими за рамки ислама. Термин «тарика» используется для обозначения школы или ордена суфизма, и особенно мистического учения и духовной практики такого ордена, целью которого является поиск ḥaqīqah (конечной истины). В тарикате есть свой муршид (гид), который играет роль лидера или духовного руководителя. Члены или последователи тарика известны как муридин (единственное число — мурид), что означает «желающий», то есть «желающий познать Бога и любить Бога».

Библиография

По мере развития учения суфии стали объединяться в религиозные ордена. Первые из них были созданы еще в 19 веке. Самыми древними из них были Ханака и Рибат. Основных орденов, согласно Идрис Шаху, считается четыре: Нашкабандия, Сухравардия, Чиштия и Кадирия. Стоит отметить, что неправильно приравнивать термин «орден» в данном случае к аналогичным европейским организациям, таким как печально известные тамплиеры или масонские ложи. В данном случае «орден» — это сообщество духовных практиков, без каких-либо претензий на вмешательство ордена в социальную и политическую жизнь общества. Деятельность суфийских орденов и сами практики суфийской традиции окутаны тайной и окружены множеством слухов и заблуждений. Согласно суфийской доктрине, человек должен вести обычную, ничем не примечательную жизнь и не демонстрировать свои мистические способности на публике — это считается одним из самых тяжких преступлений.
Суфийские наклонности Ибн Таймийи и его уважение к таким суфиям, как Абдул-Кадир Гилани, можно также увидеть в его стостраничном комментарии к Футух аль-Гайб, охватывающем только пять из семидесяти восьми глав, проповедуемых в книге, но показывающем, что он рассматривал тасаввуф как важную часть жизни исламской общины.

Святые

Многие западные люди шли по пути суфизма с разной степенью успеха. Одним из первых, кто вернулся в Европу в качестве официального представителя суфийского ордена и с конкретной целью распространения суфизма в Европе, был странствующий суфий европейского происхождения Иван Агуэли. Рене Генон, французский ученый, стал суфием в начале 20 века и известен как шейх Абдул Вахид Яхья. В своих многочисленных трудах он определяет суфизм как сущность ислама, но также указывает на универсальность его послания. Другие спиритуалисты, такие как Георгий Гурджиев, могут соответствовать или не соответствовать принципам суфизма, как его понимают ортодоксальные мусульмане. Суфизм популярен в африканских странах, таких как Египет, Тунис, Алжир, Марокко и Сенегал, где он рассматривается как мистическое выражение ислама. Суфизм является традиционным для Марокко, но с возрождением суфизма под руководством современных духовных учителей, таких как Хамза аль-Кадири аль-Бутчичи, наблюдается растущее возрождение. Мбаке предполагает, что одной из причин, по которой суфизм утвердился в Сенегале, является его способность адаптироваться к местным верованиям и обычаям, которые, как правило, носят мистический характер.

Практики суфизма

К концу первого тысячелетия было написано несколько руководств, в которых кратко излагались догматы суфизма и описывались некоторые типичные суфийские практики. Два самых известных из них теперь доступны в английском переводе: «Кашф аль-Махджаб» Али Худжвири и «Рисал аль-Кушайри». Орден Накшбанди — один из основных суфийских орденов ислама, ранее известный как Сиддикийя, поскольку орден восходит к Мухаммеду через Абу Бакра ас-Хиддика. Некоторые считают его «трезвым» орденом, известным своим молчаливым зикром (воспоминанием о Боге), а не озвученными формами зикра, распространенными в других орденах. Слово «Накшбанди» (نقشبندی) происходит от персидского языка, от имени основателя ордена Баха-уд-Дина Накшбанда Бухари. Некоторые говорят, что оно означает «создатель образов» и интерпретируют слово «накшбанди» как «реформатор образцов», другие считают, что оно означает «Путь» цепи» или «Сильсилат ад-хаб».

Основа поклонения в исламе

Традиционное мнение более ортодоксальных суннитских суфийских орденов, таких как Кадирийя и Чисти, а также мусульманских ученых-суннитов в целом, заключается в том, что танцы с намерением во время зикра или во время прослушивания Шма запрещены.
Современные ученые и исследователи отвергли ранние востоковедческие теории, утверждающие неисламское происхождение суфизма. По общему мнению, она возникла в Западной Азии. Многие утверждают, что суфизм является уникальным явлением в исламской религии, и утверждают, что суфизм возник благодаря таким людям, как Баязид Бастами, который в своем крайнем уважении к Сунне отказался есть арбуз, потому что не нашел доказательств того, что Мухаммад когда-либо ел его. Согласно позднесредневековому мистику, персидскому поэту Джамии, Абдаллах ибн Мухаммад ибн аль-Ханафия (ум. ок. 716 г.) был первым человеком, которого назвали «суфием».

Выдающиеся суфии

Суфизм имел долгую историю, даже до более поздней институционализации суфийских учений в ордена (тарикат) в раннем средневековье. Орден Накшбанди является заметным исключением из общего правила орденов, которые ведут свою духовную родословную от внуков Мухаммада, поскольку он прослеживает свое учение от Мухаммада до первого исламского халифа Абу Бакра. Оппозиция суфийским учителям и орденам со стороны более буквалистских и легалистских направлений ислама существовала в различных формах на протяжении всего ислама. Она приняла особенно жестокую форму в XVIII веке, когда возникло движение ваххабитов.

Культура

В своих комментариях Ибн Таймийя настаивает на том, что главенство шиитов — это самая прочная традиция в тасаввуфе, и для аргументации он упоминает дюжину ранних мастеров, а также более современных шейхов, таких как его коллеги-ханбалиты, аль-Ансари аль-Харави и Абдул Кадир, а также его собственный шейх, Хаммад ад-Даббас, досточтимый. Он ссылается на ранних шейхов (шу’авх ас-салаф), таких как аль-Файль ибн ‘Ийя, Ибрахим ибн Адхам, Ма’руф аль-Кархи, Сирри Сакти, Джунайд из Багдада и другие из ранних учителей, а также Абдул Кадир Гилани, Хаммад, Абу аль-Байан и другие более поздние мастера — что они не позволяли последователям суфизма отступать от божественного закона и запрета. Суфийская психология оказала влияние на многие области мысли как в исламе, так и за его пределами, основываясь в основном на трех концепциях. Джафар ас-Садик (как имам в шиитской традиции, так и уважаемый ученый и звено в цепи передачи суфийского учения во всех исламских сектах) утверждал, что в человеке преобладает низшее «я», называемое нафс (эго, самость, личность), способность к духовной интуиции, называемая калб (сердце), и рух (душа). Они взаимодействуют по-разному, порождая духовные типы тирана (во власти нафса), верующего и умеренного человека (во власти духовного сердца) и человека, потерявшего любовь к Богу (во власти руха).

Ошибки в суфизме

Некоторые суфийские ордена подчеркивают зикр и полагаются на него. Эта практика зикра называется Зикр-и-Кульб (обращение к Аллаху в данный момент). Основная предпосылка этой практики заключается в визуализации Аллаха как написанного на сердце ученика.
Аналогичным образом, в Фесе, Марокко, популярным местом для таких благочестивых визитов является Зауия Мулай Идрисса II и ежегодный визит к нынешнему шейху Кадири. Тарика Бутчичи, шейх Сиди Хамза аль-Кадири аль-Бутчичи, чтобы отпраздновать Мавлид (обычно транслируется по национальному телевидению Марокко).

Определения

Шадхили — суфийский орден, основанный Абу-ль-Хасаном аш-Шадхили. Ихванов (мюридов — последователей) Шадхилийи часто называют Шадхили. Фасия, ветвь шадхилийи, основанная имамом аль-Фаси из Мекки, является широко распространенным суфийским орденом в Саудовской Аравии, Египте, Индии, Шри-Ланке, Бангладеш, Пакистане, Малайзии, Сингапуре, Маврикии, Индонезии и других странах Ближнего Востока. Ахмед Тиджани (1735-1815), арабское سيدي أحمد التجاني (Сиди Ахмед Тиджани), является основателем суфийского ордена Тиджани. Он родился в берберской семье в Айн Мади, на территории современного Алжира, и умер в Фесе, Марокко, в возрасте 80 лет.

Практики

В связи с распространением суфийской психологии на Западе следует упомянуть Роберта Фрейгера, суфийского учителя, действующего от имени Халвати Джеррахи. Фрейгер был психологом, родившимся в Соединенных Штатах, который принял ислам во время своей практики суфизма и много писал о суфизме и психологии. Суфийский круг (или суфийский круг) — это форма сам- или физической активности, которая возникла у некоторых суфиев и до сих пор практикуется суфийскими дервишами ордена Мевлеви. Это обычный танец, исполняемый в сема, посредством которого дервиши (также называемые семазен от персидского سماعزن) стремятся достичь источника всех совершенств, или кемаля. Это достигается путем отказа от нафса, эго или личных желаний, прослушивания музыки, сосредоточения на Боге и вращения тела повторяющимися кругами, что рассматривается как символическая имитация планеты в Солнечной системе, вращающейся вокруг Солнца.
Орден Бекташи был основан в 13 веке исламским святым Хаджи Бекташем Вели, в период своего расцвета находился под большим влиянием ХуруфиАли аль-‘Ала в 15 веке и был реорганизован Балымом Султанином в 16 веке.

Сохраните материал