Кто такие суфисты в исламе

Исламский закон, шариат, понимается суфиями по-другому. Она призывает, прежде всего, к личной ответственности и необходимости самообразования и самодисциплины. Поведение других людей почти никак не осуждается; суфизм спокойно относится к их проступкам.

Святые

Многие суфии считают, что для достижения наивысшего уровня успеха в суфизме обычно требуется, чтобы ученик жил с учителем и служил ему в течение длительного периода времени. Примером может служить народный рассказ о Баха-уд-дине Накшбанде Бухари, который дал свое имя Накшбанди. Говорят, что он служил своему первому учителю, Сайиду Мухаммаду Баба Ас-Самаси, в течение 20 лет до самой смерти Ас-Самаси. Говорят, что затем он долгое время служил еще нескольким учителям. Говорят, что в течение многих лет он помогал бедным членам общины, а затем его учитель направил его ухаживать за животными, очищая их раны и помогая им. Суфийская психология оказала влияние на многие области мысли как внутри, так и вне ислама, основываясь в основном на трех концепциях. Джафар ас-Садик (как имам в шиитской традиции, так и уважаемый ученый и звено в цепи передачи суфийского учения во всех исламских сектах) утверждал, что в человеке преобладает низшее “я”, называемое нафс (эго, самость, личность), способность к духовной интуиции, называемая калб (сердце), и рух (душа). Они по-разному взаимодействуют, порождая духовные типы тирана (во власти нафса), верующего и умеренного человека (во власти духовного сердца) и человека, потерявшего любовь к Богу (во власти руха).

Основа поклонения в исламе

Современное общество гораздо больше знает о такой суфийской практике, как “суфийские кружки”. Ненавидящие себя дервиши – это поистине очаровательный опыт. Суть этой духовной практики заключается в том, чтобы войти в состояние, подобное трансу. Более того, в зависимости от направления движения, по часовой стрелке или против, происходит либо очищение тонкого энергетического тела, либо накопление энергии. Но, в зависимости от конкретной школы, версии – какое направление производит тот или иной эффект – различаются. Имам Раббани, шейх Ахмад Сирхинди (да будет доволен им Аллах) сказал: “Воистину, непризнание суфиев и противостояние действиям и словам великих шейхов (в целом) – это смертельный яд, обрекающий человека на вечную смерть и погибель. Человек, который отказывается признавать суфиев, лишается их благословений, так же как и тот, кто выступает против них, всегда будет находить себя потерянным и испытывать разочарование.”

Библиография

Баязид Бастами – очень известная и влиятельная суфийская личность. Бастами родился в 804 году в Бастаме. Баязид известен своей приверженностью Сунне и соблюдением основных исламских принципов и практик.
Другие предполагают, что это слово происходит от термина (“суффа или люди скамейки”), которые были группой обедневших сподвижников Мухаммада, регулярно проводивших собрания зикра, и одним из самых известных сподвижников среди них был Абу Хурайра. Эти мужчины и женщины, сидевшие в аль-Масджид ан-Набави, считаются одними из первых суфиев.

Что такое суфизм

Суфизм существовал как индивидуальная внутренняя практика мусульман с раннего периода исламской истории. По словам Карла В. Эрнст, самыми ранними фигурами суфизма являются сам Мухаммед и его сподвижники (сахаба). Суфийские ордена основаны на “бай’ах”. (بَيْعَة бай’а, مُبَايَعَة мубай’а “присяга, верность”), который был дан Мухаммаду его хабадом. Давая клятву верности Мухаммеду, хахабиты посвящали себя служению Богу. Суфизм популярен в африканских странах, таких как Египет, Тунис, Алжир, Марокко и Сенегал, где он рассматривается как мистическое выражение ислама. Суфизм является традиционным для Марокко, но с возрождением суфизма под руководством современных духовных учителей, таких как Хамза аль-Кадири аль-Бутчичи, наблюдается растущее возрождение. Мбаке предполагает, что одна из причин, по которой суфизм утвердился в Сенегале, заключается в том, что он может адаптироваться к местным верованиям и обычаям, которые, как правило, носят мистический характер.

Основные суфийские ордена

Шадхили – суфийский орден, основанный Абу-ль-Хасаном аш-Шадхили. Ихваны (мюриды – последователи) Шадхилийи часто называются Шадхили. Фасия, ветвь Шадхилийи, основанная имамом аль-Фаси из Мекки, является широко распространенным суфийским орденом в Саудовской Аравии, Египте, Индии, Шри-Ланке, Бангладеш, Пакистане, Малайзии, Сингапуре, Маврикии, Индонезии и других странах Ближнего Востока. В настоящее время к суфиям относятся Алианы, Орден Бекташи, Орден Мевлеви, Ба Алавия, Орден Чишти, Джеррахи, Накшбанди, Ниматуллахи, Кадирийя, Каландарийя, Сарвари Кадирийя, Шадилийя, Сухравардийя, Сайфийя (Накшбандийя) и Увайси. Отношение суфийских орденов к общественным обществам – это, как правило, их отношение к правительствам.

Субтитры

К суфийским орденам относятся Ба ‘Алавия, Бадавия, Бекташи, Бурхания, Чишти, Халвати, Мевлеви, Накшбанди, Ни ‘матуллахи, Увайси, Кадирия, Каландария, Рифаи, Сарвари Кадири, Шадхилия, Сухравардия, Тиджания, Зинда Шах Мадария и другие.
Абдул-Кадир Гилани (1077 -1166) – уроженец Месопотамии, ханбалитский правовед и известный суфийский ученый, живший в Багдаде, с персидскими корнями. Кадирия был его отцом. Гилани провел свою юную жизнь в Наифе, городе к востоку от Багдада, который также был местом его рождения. Там он начал изучать ханбалитское право. Абу Саййид Муб Махзуми дал Гиланироки уарак фикх. Абу Бакр ибн Музаффар давал ему уроки хадисов. Комментатор Абу Мухаммад Джафар давал ему уроки тафсира. Его суфийским духовным наставником был Абуль-Хайр Хаммад ибн Муслим ад-Даббас. После завершения образования Гилани покинул Багдад. Он провел двадцать пять лет отшельником в пустынных районах Ирака. В 1127 году Гилани вернулся в Багдад и начал проповедовать. Он стал преподавателем школы, принадлежавшей его учителю Абу Сайиду Мубараку Махзуми, и пользовался успехом среди своих учеников. Утром он преподавал хадисы и тафсир, а после обеда читал лекции о науке сердца и достоинствах Корана. Он является основателем всех суфийских орденов.

Атрибуты

В суннитском и шиитском исламе суфизм – это не отдельная секта, как иногда ошибочно полагают, а метод подхода или способ понимания религии, который стремится поднять обычную религиозную практику на “чрезмерный уровень”, одновременно “выполняя … [обязательные] религиозные обязанности” и поиск “путей и средств проникновения через “узкие врата” в глубине души в царство чистого и неподкупного Духа, который сам открывается к Божеству”. Академические исследования суфизма подтверждают, что суфизм как отдельная от ислама традиция, помимо так называемого чистого ислама, часто является продуктом западного ориентализма и современных исламских фундаменталистов. Первоначальное значение слова суфий, по-видимому, означает “тот, кто носит шерсть (ṣūf)”, а Энциклопедия Ислама называет другие этимологические гипотезы “несостоятельными”. Шерстяная одежда традиционно ассоциировалась с аскетами и мистиками. Аль-Кушайри и Ибн Халдун отвергли все возможности, кроме ūf, на лингвистических основаниях.

Усыпальницы

Другое объяснение связывает лексические особенности корня слова с afā (صفاء), означающим “чистота” в арабском языке, и в этом контексте другой похожей идеей тасаввуфа, рассматриваемой в исламе, является tazkiyya (تزكية, означающая самоочищение), которая также широко используется в суфизме. Эти два объяснения объединил суфий ар-Рудхабари (ум. 322 г. хиджры), который сказал: “Мансур аль-Халладж (умер в 922 году) знаменито заявил: Ана-ль-Хакк (“Я – Истина”). Его отказ отказаться от этого заявления, которое считалось вероотступничеством, привел к длительному судебному разбирательству. Он был заключен в тюрьму в Багдаде на 11 лет, затем подвергнут пыткам и публично расчленен 26 марта 922 года. Суфии до сих пор почитают его за готовность принять пытки и смерть вместо отречения. Говорят, что во время молитвы он сказал: “О Господь! Ты – путеводитель тех, кто проходит через долину скорби. Если я еретик, развейте мою ересь”.”

Суфизм и поклонение

Историк Джонатан А.С. Браун отмечает, что при жизни Мухаммада некоторые его коллеги были более склонны к “напряженной набожности, благочестивому воздержанию и размышлению над божественными тайнами” больше, чем того требовал ислам, например, Абу Зарр аль-Гифари. Хасан аль-Басри, таби’, считается “основателем” “науки очищения сердца”.
Орден Кадири – один из старейших суфийских орденов. Он получил свое название от имени Абдул Кадира Джилани (1077-1166), выходца из иранской провинции Джилан. Орден является одним из самых распространенных суфийских орденов в исламском мире и широко представлен в Центральной Азии, Пакистане, Турции, на Балканах и в большей части Восточной и Северной Африки. Кадирийя не разработала никаких отличительных доктрин или учений, выходящих за рамки основного ислама. Они верят в фундаментальные принципы ислама, но интерпретируют их через мистический опыт.

Читайте также

Тарикат приукрашивает шариат и является инструментом для его совершенствования. В Коране и хадисах Пророка ﷺ говорится, что использование лекарств для лечения таких болезней, как зависть, совершение показных поступков, стремление к славе, любовь к мирским благам и возвышение, является обязательным. Эти болезни станут причиной мучений человека в том мире. Также говорится, что тот, кто не следует за своим духовным наставником и не очищает свое сердце, является тем, кто ослушался Аллаха и Его Пророка ﷺ, потому что этот человек не в состоянии самостоятельно, без помощи духовного наставника, узнать о болезнях и очистить свое сердце от вышеупомянутых заболеваний. Предметом науки тасаввуф является сердце (т.е. духовное сердце) и его деятельность. Конечная цель этой науки – очистить сердце и познать Творца, достичь Его довольства и обрести вечное счастье.

Культура

Как будто каждый из нас начал заниматься самолечением вместо того, чтобы обратиться к специалисту, который осмотрит нас, поставит правильный диагноз и назначит соответствующие лекарства, следя за развитием болезни и ее лечением. Такова была изначальная цель этого учения. Духовные практики призваны открыть человеку путь правильного поклонения Богу. Эта идея была предметом постоянной критики со стороны мусульман-суннитов. Они убеждены, что все правила молитвы и общения с Богом изложены в Коране, и изобретать что-то новое в этом вопросе – грех.

Суфизм и йога: что общего?

Подъем исламской цивилизации во многом совпадает с распространением суфийской философии в исламе. Распространение суфизма считается решающим фактором в распространении ислама и создании полностью исламских культур, особенно в Африке и Азии. Суфийские поэты и философы, такие как Ходжа Ахмет Яссауи, Руми и Аттар из Нишапура (ок. 1145 – ок. 1221) внесли значительный вклад в распространение исламской культуры в Анатолии, Центральной Азии и Южной Азии. Суфизм также сыграл свою роль в создании и распространении османской культуры и в сопротивлении европейскому империализму в Северной Африке и Южной Азии.
. Для суфиев внешнее право состоит из заключения, тюремного заключения, брака, судебных решений и уголовного права – того, что часто в широком смысле называют “канун”. Внутренний закон суфизма состоит из правил, касающихся скорби о грехах, очищения от мерзких черт и дурных качеств характера, а также добродетели и хорошего характера.

Страдание

Самым мощным средством очищения сердца при выполнении обязательных предписаний шариата является декламация Господа (зикр). Пророк Мухаммад ﷺ учил своих сподвижников поминать Творца, передавая его от сердца к сердцу (талкин). Такой зикр происходит с божественной няней, и сатана может вмешаться в него, и поэтому его польза велика. Практики суфийской традиции обычно недоступны широкой публике. Дело в том, что отношения между шейхом, духовным учителем, и учеником, мюридом, имеют огромное значение в суфизме. Способ обучения основан на личном примере и передаче духовного опыта. Все суфийские практики передаются через личное посвящение, и их эффективность основана именно на глубокой духовной связи между шейхом и мюридом. Шейх передает мюриду молитвенные формулы, которые используются в практике зикра, или поминания Бога. Эта практика очень похожа на типичную практику мантра-йоги, где определенное состояние достигается через повторение определенных смысловых звуковых вибраций.

Материалы по теме

Амманское послание, подробное заявление, опубликованное 200 ведущими исламскими учеными в 2005 году в Аммане, признало легитимность суфизма как части ислама. Он был принят политическими и светскими лидерами исламского мира на саммите Организации Исламская конференция в Мекке в декабре 2005 г. и шестью другими исламскими научными собраниями, включая Международную исламскую академию фикха в Джидде в июле 2006 г. Определение суфизма может широко варьироваться от традиции к традиции (что может означать простую тазкию в отличие от различных проявлений суфизма во всем исламском мире). Персидский поэт XIII века Руми считается одной из самых влиятельных фигур в суфизме, а также одним из величайших поэтов всех времен. Он стал одним из самых читаемых поэтов в Соединенных Штатах, во многом благодаря переводам, опубликованным Колманом Барксом. Роман Элиф Чафак “Сорок правил любви” – это беллетризованный рассказ о встрече Руми с персидским дервишем Шамсризи.

Цель суфизма

Суфизм имел долгую историю еще до более поздней институционализации суфийских учений в ордена (тарикаты) в раннем Средневековье. Орден Накшбанди является заметным исключением из общего правила орденов, ведущих свою духовную родословную от внуков Мухаммеда, поскольку он ведет свое учение от Мухаммеда до первого исламского халифа Абу Бакра.
Музыкальные инструменты (кроме дуфа) традиционно считаются запрещенными в четырех ортодоксальных суннитских школах, и более ортодоксальные суфийские тарикаты также продолжают запрещать их использование. На протяжении всей истории суфийские святые отмечали, что музыкальные инструменты запрещены.

Важно

Из вышесказанного ясно, что основа тариката, наряду с другими компонентами религии, заложена в откровении. Тарикат, несомненно, является одной из составляющих мусульманской религии. Это подтвердил Пророк словами: “Это Джибриль (мир ему) пришел объяснить вам вашу религию”.Практикующие суфизм считают, что суфизм на ранних этапах своего развития фактически относился только к усвоению ислама. Согласно одной из точек зрения, суфизм в своем возникновении и развитии вырос непосредственно из Корана, который постоянно читается, обдумывается и проживается. Другие приверженцы считали, что суфизм – это близкое подражание пути Мухаммеда, благодаря которому укрепляется связь сердца с Божественным.

Практика суфизма

Всемирно известный ученый 19 века (вторая половина 13 века хиджры) Мухаммад Амин аль-Курди, шейх Тарикат Накшбанди, который придерживался шафиитского мазхаба, определил тасаввуф следующим образом Преследование суфизма и мусульман-суфиев на протяжении веков включало акты религиозной дискриминации, преследования и насилие со стороны как суннитских, так и шиитских мусульман, такие как разрушение суфийских святынь, гробниц и мечетей, подавление суфийских религиозных орденов и дискриминация суфиев в нескольких странах с преобладающим мусульманским населением. Турецкая Республика запретила все суфийские ордена и упразднила их в 1925 году после того, как суфии выступили против новой системы освещения. Исламская Республика Иран преследовала шиитских суфиев, предположительно из-за того, что они не придерживались доктрины “правления юристов” (например, что верховный шиитский юрист должен быть политическим лидером нации).

Определения

Зикр – это поминание Аллаха, как определено в Коране для всех мусульман, посредством конкретного религиозного действия, такого как декламация божественных имен, молитв и максим из хадисов и Корана. В более общем смысле зикр имеет ряд и уровни значений. Это включает зикр как любую деятельность, в которой мусульманин сохраняет осознание Бога. Заниматься зикром означает практиковать осознание Божественного присутствия и любви, или “стремление к благочестию”. Коран называет Мухаммада воплощением зикра Аллаха (65: 10-11). Некоторые виды зикра рекомендуются всем мусульманам и не требуют суфийского посвящения или предписания суфийского мастера, поскольку считаются полезными для ищущего в любых обстоятельствах.