Кто является основателем буддизма

Кто является основателем буддизма

Идея о том, что богов нет и что материальный мир – это все, что существует, уже проводилась некоторыми материалистическими школами в Индии, особенно чарваками,…

Идея о том, что богов нет и что материальный мир – это все, что существует, уже проводилась некоторыми материалистическими школами в Индии, особенно чарваками, поэтому в этом смысле она не может показаться оригинальным пониманием. Но подход этих школ был в основном атеистическим, поскольку все они отрицали существование сверхъестественных сущностей. И теистический подход ведической религии, и атеистический подход материалистических школ в конечном итоге основаны на одном и том же убеждении: и те, и другие считают, что мы можем узнать, существуют ли боги на самом деле; один подход признает их существование, другой – отрицает.

ЯПОНИЯ

Тибетская диаспора также активно продвигает тибетский буддизм на Западе. Все четыре основные школы тибетского буддизма присутствуют здесь и привлекают новообращенных. Среди его выдающихся представителей были Лама Тубтен Сопа, Тартанг Тулку и Чогьям Трунгпа. Число его последователей оценивается в десять-двадцать миллионов человек. Сиддхартха – личное имя на санскрите, означающее “тот, кто достигает своей цели”. Это имя наиболее известно на английском языке как название романа Германа Гессе, в котором главного героя (который на самом деле не является Буддой) зовут Сиддхартха. Санскритская фамилия Гаутама означает “потомки Готамы”. “Готама” – это имя нескольких древнеиндийских деятелей, в том числе поэта Ригведы, а также Аксапада Гаутамы (или Готамы), известного индийского логика. В палийской литературе Сиддхартха Гаутама обычно называется Готама Будда.

Династия Шунга (II – I век до н.э.)

В континентальной Европе интерес к буддизму также возрос в конце 20 века, с всплеском буддийских групп в таких странах, как Германия. Во Франции и Испании больше всего приверженцев тибетского буддизма. Тибетская, восточноазиатская и тхеравадинская традиции сегодня также присутствуют и активно развиваются в Австралии и Новой Зеландии. Тибетский буддизм и дзен также в небольшой степени представлены в Аргентине, Бразилии, Чили, Колумбии и Венесуэле. Махаянисты знают и почитают традиционную биографию Гаутамы Будды. Однако с их точки зрения он представляет собой откровение некоего первозданного существа, вечного, космического Будды, который появляется в разных мирах, чтобы проповедовать истину (дхарму). Это объясняется “наукой о трех телах (трикайя) Будды”. Высшая истина и сама реальность – это его дхарма-тело (дхарма-кайя). Его проявление в качестве Будды для наслаждения всех вселенных – это его тело наслаждения (самбхога-кайя). Его воплощение на земле в конкретной личности (в Гаутаме Будде) – это его тело преображения (нирмана-кайя). Все эти тела принадлежат единому верховному Будде, который проявляется через них.

ФИЛОСОФИЯ

В кругах Александрии также были найдены буддийские надгробия птолемеевского периода, украшенные изображениями Дхармы. Присутствие буддистов в Александрии даже привело к выводу, что они повлияли на монашеское христианство. Во втором веке нашей эры христианский догматик Климент Александрийский признал влияние бактрийских шаманов и индийских философов-гимнастов на греческую мысль.

Как самостоятельная религия, привлекающая новых последователей, укрепляющая свое влияние и создающая новую литературу, буддизм процветал в Индии примерно до 500 года нашей эры. Ее поддерживали правители, были построены великолепные храмы и монастыри, появились великие учителя Махаяны: Ашвагхаша, Нагарджуна, Асанга и Васубандху. Затем наступил упадок, продолжавшийся несколько столетий, а после XII века, когда власть в Индии перешла в руки мусульман, буддизм практически исчез в стране. Упадку буддизма способствовали различные факторы. В некоторых регионах политическая ситуация была нестабильной, в других буддизм потерял покровительство властей, а кое-где ему противостояли враждебные правители. Внутренние факторы были более важны, чем внешние. После появления Махаяны творческий импульс буддизма ослаб. Буддийские общины всегда жили по соседству с другими религиозными культами и практиками религиозной жизни – ведическим ритуалом, брахманизмом, джайнским аскетизмом и поклонением различным индуистским богам. Буддизм, никогда не отличавшийся нетерпимостью к другим религиям, не смог противостоять их влиянию. Уже китайские паломники, посетившие Индию в 7 году нашей эры, заметили признаки упадка. Начиная с 11 века, и индуизм, и буддизм стали испытывать влияние тантризма, который берет свое название от священных книг тантр (руководящих книг тантры). Тантризм – это система верований и ритуалов, в которых используются магические заклинания, мистические слоги, диаграммы и символические жесты для достижения чувства мистического единства с реальностью. В тантрических ритуалах изображение бога во время полового акта с партнером было выражением реализации этого религиозного идеала. В индуизме женщины-партнеры (шакти) считались спутницами богов, в позднем махаянизме – спутницами будд и боддхисаттв.

ХРАМИТХЕРАВАДА

В конце периода Нара ключевые фигуры Кукай (774-835) и Сайчо (767-822) основали влиятельные японские школы Сингон и Тэндай соответственно. Важным учением для этих школ было хонгаку (врожденное пробуждение или изначальное просветление), учение, оказавшее влияние на весь поздний японский буддизм. Буддизм также повлиял на японскую религию синто, которая содержит элементы буддизма. Будда утверждал, что человеческие знания не могут дать окончательных ответов на вопросы, поэтому его взгляды были агностическими, приостанавливающими любое обсуждение метафизических вопросов и говорящими, что нет достаточных доказательств для подтверждения или опровержения абстрактных идей, о которых идет речь.

Теология

Легенда гласит, что необычный мальчик по имени Сиддхартха Гаутама родился у пары индийских царей. Царица Махамайя после зачатия увидела пророческий сон, в котором говорилось, что ее судьба – родить не обычного человека, а великого человека, который войдет в историю, озарив мир светом знания. Когда ребенок родился, благородные родители увидели в нем будущего правителя или Просветленного. Будд и бодхисаттв бесчисленное множество. Бесчисленные проявления в небесных и земных сферах породили целый пантеон будд и бодхисаттв в народной религии. По сути, они выступают в роли богов и помощников, к которым можно обращаться с подношениями и молитвами. Шакьямуни – один из них: считается, что ему предшествовали более древние земные Будды, а после них пришли другие Будды. Небесные будды и бодхисаттвы так же бесчисленны, как и вселенные, в которых они действуют. В этом сонме будд наиболее почитаемыми в Восточной Азии являются небесные будды – Амитабха, владыка Западного рая; Бхайсайягуру, учитель исцеления; Вайрочана, изначальный вечный Будда; Лочана, вечный вездесущий Будда; бодхисаттвы – Авалокитешвара, божество сострадания; Махастхама Прапта, “Тот, кто достиг великой силы”. Манджушри, бодхисаттва медитации и мудрости; Кшитигарбха, спасающий страдающих духов из ада; Самантабхадра, олицетворяющий милосердие Будды; земные Будды – Гаутама Будда, Дипанкара, двадцать четвертый до него, и Майтрея, появляющийся после него.

Буддизм Махаяны

Буддизм был основан Сиддхартхой Гаутамой, Буддой, в шестом веке до нашей эры. Сиддхартха был молодым человеком из местной королевской семьи (регион, где зародился буддизм, находится на территории современного Непала), который оставил все богатства и мирскую жизнь, чтобы жить с монахами и искать просветления.
В буддизме понятие нирваны рассматривается по-разному в зависимости от философской школы. Основная причина этих различий связана с тем, что ранние буддийские тексты не дают четкого научного определения нирваны, а скорее выражают ее смысл с помощью метафор. Известный пример можно найти в Палийском каноне, где нирвана трактуется как “когда пламя сдувается ветром”. Здесь метафора относится к исчезновению “трех ядов”. (или основные недуги): жадность/чувственность, ненависть/отвращение и заблуждение/невежество. После этого человек больше не подвержен циклу смерти и перерождения.

Распространенность буддизма Махаяны

Датой возникновения буддизма принято считать исторический момент перехода Будды в мир иной. Однако существует мнение, что правильнее включать в него и годы жизни основателя религии. Истории о буддах прошлого имеют один и тот же общий сюжет и структуру: все они сидят со скрещенными ногами в утробе матери; все они делают семь шагов на север сразу после рождения; все они отрекаются от мира, став свидетелями старости, болезней, смерти и нищеты; все они достигают нирваны; они никогда не умирают до завершения своей миссии; все они умирают после употребления мяса.

МАХАЯНА И ХИНАЯНА

Корейский буддизм потерпел ряд неудач во время японского вторжения, оккупации и Корейской войны. Жесткое северокорейское правительство, тем не менее, оказывает сангхе некоторую ограниченную поддержку, но строго контролирует всю ее деятельность. В Южной Корее буддизм пережил возрождение, когда молодежные группы стали влиятельными, а храмы были восстановлены с помощью правительства. Примером современной формы корейского буддизма является буддизм Вон. В третьем веке нашей эры начали появляться новые систематические учения, называемые Абхидхармой, основанные на более ранних списках или таблицах (Матрика) основных доктринальных тем. В отличие от Никайи, которая представляла собой обыденные сутры или рассуждения, литература Абхидхармы состояла из систематической доктрины и часто варьировалась между буддийскими школами, которые различались во мнениях по доктринальным вопросам. Абхидхарма стремилась проанализировать весь опыт на его конечные компоненты, феноменальные события или процессы, называемые дхармами.

МАХАЯНА В 20 ДНЕЙ

Буддизм – религия и философия, возникшая в Индии, ее основатель Сиддхартха Гаутама, Будда (также Будда Шакьямуни). Буддийская философия следует учению Будды и утверждает, что путь к освобождению лежит в сознании и может быть достигнут через духовные практики и верования, такие как медитация и йога.
Иронично, что человек, чья деятельность была в значительной степени основана на вере и учении о единстве человечества и равенстве между людьми, был возведен в статус бога некоторыми из его последователей. Как бы странно это ни звучало, но именно это и произошло в некоторых буддийских кругах, особенно в Индии. Будда, изначально считавшийся человеком (мудрым и необычным, но всего лишь человеком), постепенно вошел в пантеон индуистских богов и стал рассматриваться как одно из многочисленных проявлений бога Вишну. Возможно, его последователи думали, что, сделав его богом, образ Будды станет более могущественным и особенным. Однако в Индии, наполненной бесконечным количеством богов и богинь, сделать его богом было равносильно тому, чтобы сделать его обычным, просто еще одним богом среди тысяч богов. Более того, его образ стал сосуществовать с мифом, ритуалом и суеверием, которые испортили его первоначальное послание. В конце концов, Будда был поглощен царством индуистских богов, его значение уменьшилось, и буддизм почти исчез в стране, где он родился.

Мифы и легенды Будды

Люди из Центральной Азии сыграли ключевую роль в распространении буддизма в Китае Первыми переводчиками буддийских писаний на китайский язык были иранцы, в том числе партиец Ань Шигао (ок. 148 г. н.э.), Юэчжи Чжи Цянь и Кан Сенгкай (из Самарканда). Известно тридцать семь ранних переводчиков буддийских текстов, и большинство из них были определены как иранского происхождения. Империя Сасанидов (226-651 гг. н.э.) со временем стала править многими из этих регионов (например, Парфией и Согдией), но терпимо относилась к буддийской религии. В середине седьмого века арабское завоевание Иранского нагорья, а затем мусульманское завоевание Афганистана и последующее создание царства Газневидов в Центральной Азии (ок. 977-1186) привели к упадку и окончательному исчезновению буддизма в большинстве этих регионов. В семье царя Шуддходаны и царицы Махамайи родился мальчик. Когда после зачатия царица увидела во сне необыкновенного слона с шестью бивнями, она поняла, что ей суждено родить великого человека.

ЮГО-ЗАПАДНАЯ АЗИЯ И ИНДОНЕЗИЯ

Царский наследник Сиддхартха бросил все, оставив отца, жену и сына, отказался от прежней нищенской жизни и отправился на поиски истины. Он долго странствовал, слушая учения различных мудрецов, несколько лет жестокого аскетизма, но наконец, оставшись наедине с самим собой, открыл для себя Срединный путь, который предполагал, с одной стороны, отказ от полного аскетизма, а с другой – избегание излишеств. В период Хэйан императорская столица находилась в Киото. Здесь были основаны еще две секты – Тэндай и Сингон. Секта Тэндай (по-китайски “Тяньтай Цзун”), была основана Сайтой после обучения в горном монастыре в Китае. Тэндай утверждает, что Сутра Лотоса (Саддхармапундарика Сутра) (см. также Саддхармапундарика Сутра) содержит высшую доктрину всего буддизма, его махаянистскую концепцию вечности Будды. Секта Сингон (Истинное слово) была основана Кобо Дайси (774-835). Эта секта по сути является мистической, эзотерической формой буддизма; ее учение заключается в том, что Будда как бы скрыт во всех живых существах. Это можно осуществить с помощью специальных ритуалов – декламации мистических слогов, ритуального сплетения пальцев, магических заклинаний, йогической концентрации, манипуляций со священными сосудами. Это создает ощущение духовного присутствия Вайрочаны, и адепт достигает единения с Буддой.

Буддийская доктрина

Другим современным событием стало основание в 17 веке Калмыцкого ханства с тибетским буддизмом в качестве основной религии. В 18 веке они были включены в состав Российской империи как Калмыкия и остаются федеральным субъектом России.
Буддизм, практикуемый в Юго-Восточной Азии, сохраняет те формы, в которых он когда-то существовал в Индии. Монахи в желтых одеждах – это люди, которые удалились от мира и посвятили себя духовному пути. В монастырях по сей день следуют уставу “Корзины дисциплины”. Миряне почитают монашество, ищут наставлений у монахов и делают подношения в виде милостыни.

ЖИЗНЬ В МИРЕ

В конце 19 века произошли первые известные современные обращения западных людей в буддизм, включая ведущих теософов Генри Стила Олкотта и Елену Блаватскую в 1880 году на Шри-Ланке. Теософское общество оказало большое влияние на популяризацию индийских религий на Западе. В 19 веке появились первые западные монахи, такие как У Дхаммалока, Ананда Меттейя и немец Ньянатилоке Тхера (1878-1956).В целом, буддизм – это целая философия, основанная на религии, которая зародилась в Индии еще до нашей эры. Протопластом священной науки Дхармы является Будда (Просветленный), который когда-то был наследником престола Индии.

Пропаганда в Центральной Азии

Конечно, знакомство с буддизмом не всегда означает принятие этой религии для себя. Это вопрос личного выбора. Однако можно с уверенностью сказать, что философия буддизма – это интересная область, которая интересна многим в плане саморазвития.Ашока почитал аскетов, уважая проповедуемые ими принципы ненасилия и гуманной этики, и требовал от своих чиновников соблюдения таких благородных поступков, как сострадание, щедрость, правдивость, чистота, мягкость и доброта. Он сам стремился быть примером, заботясь о благополучии и счастье своих подданных, будь то индусы, адживики, джайны или буддисты. Указы, которые он приказал выгравировать на скалах или каменных столбах в разных частях страны, увековечили принципы его правления.

ТЕРАВАДА В 20-е

Нирвана – санскритское слово, часто переводимое как “умирание”, которое означает действие и следствие действия над чем-то, например, “отбрасывание” и “уничтожение”. Сам процесс и его результаты также являются частью значения нирваны: “исчезновение”, “уничтожение”, “умиротворение”. Похоже, что использование слова “нирвана” возникло еще до появления самого буддизма и, возможно, было привнесено в буддизм вместе со многими другими религиозными элементами, связанными с движениями шраманов. Концепция нирваны также присутствует в джайнизме и в различных индуистских сектах; ее точное значение варьируется от школы к школе, но вращается вокруг идеи состояния блаженства и освобождения от индивидуальности и страданий цикла рождения и смерти.

Читайте далее: