Сколько богов в буддизме

Позже буддисты также стали включать в себя аспекты из стран, в которых они распространялись. Поэтому она содержит много аспектов, взятых из других мифологий этих культур. Например, Сарасвати — индуистское божество из Гандхары, Ками многие японские буддисты считают местным японским бодхисаттвой, а китайские буддисты относят к даосским божествам, таким как Гуань Гун,

Царство формы и цвета

Та самая бодхисаттва-женщина, о которой мы упоминали, — Тара. У нее 21 ипостась, самая известная из которых — Белая, или Ситатара. Тара чиста и мудра, она защищает семейные узы и все, что с ними связано: уважение, любовь, сострадание, милосердие, чистоту, заботу. Не зря считается матерью других божеств. Они частично связаны с предыдущими представителями и охраняют определенные леса, холмы, реки, горы, города, деревни, скалы, деревья, ручьи — список можно продолжать долго. К ним относятся, например, змееподобные наги или их противник Гаруда.

Боги в буддийском пантеоне

Низшие миры богов Сферы чувств расположены вокруг горы Меру, их обитатели очень веселы, наслаждаются жизнью. На склонах горы Меру живут четыре небесных царя, которые правят этим миром: Вирудхака, Дхритараштра, Вирупакша и их предводитель Вайшравана. В этом мире обитают божества, сопровождающие Солнце и Луну, а также другие существа — кумбханы, гандхарвы, наги и якши. Небесная птица Гаруда также относится к этому миру. Четыре царя охраняют четыре континента и не дают асурам проникнуть в высшие миры богов.
На вершине горы Меру находится Мир тридцати трех дэвов (Тхрастримша), полный прекрасных дворцов и садов. Правитель этого мира — Шакра. Помимо самих тридцати трех богов, имеющих свои сектора неба, этот мир населяют другие боги и фантастические существа, такие как прекрасная апсара. Этот мир часто сравнивают с Олимпом, а дэвов — с греческими олимпийскими богами.
В воздухе над горой Сумеру находятся четыре мира. Первый из них — Небеса Ямы, которые также называют «Небесами без битв», поскольку это первый уровень, физически отделенный от конфликтов двойственного восприятия, присущих жителям Земли.
Миром Ямы правит дэва Суяма; его жена — реинкарнация Сиримы, куртизанки Раджагрихи, которая была щедра к первой общине буддийских монахов во времена Будды Шакьямуни.
Далее находится рай Тушита, где обитают боги состояния блаженства, или мир веселых дэвов. Это мир, в котором воплощаются Бодхисаттвы, прежде чем спуститься в мир людей. Несколько тысяч лет назад Бодхисаттвой этого мира был Шветакету, который переродился как Сиддхартха и стал Буддой Шакьямуни; после него следующим Буддой будет Натха (или Натхадева), который переродится как Аджита и станет Буддой Майтрейей.
Следующий мир богов — Небеса Нирманарати Здесь живут боги, которые наслаждаются волшебными творениями. Эти боги могут создать что угодно для своего удовольствия. Правитель этого мира — Сунирмита. Еще выше — Небеса Паринимитра Здесь живут Боги, которые контролируют удовольствие от магического создания других. Эти боги не создают новые магические формы для собственного удовольствия, но их желания удовлетворяются действиями других дэвов для их блага. Правителя этого мира зовут Вашавартин, он живет дольше всех, является самым могущественным и самым счастливым из всех дэвов.  В этом мире живет Мара, который пытается удержать всех существ в чувственном царстве, привязывая их к чувственным удовольствиям. Поэтому его называют «демоном». Он пытался помешать намерению Сиддхартхи Гаутамы достичь просветления. В буддизме тхеравады бодхисатта — это термин, в основном используемый для обозначения Будды Шакьямуни до его пробуждения. Также широко распространено мнение, что будущий Будда, Майтрея (пали: Меттея), в настоящее время пребывает на небесах Таватимсы, и эта фигура является одним из немногих бодхисаттв, значимых в Тхераваде.

Известные бодхисаттвы

Йидам, или Ишта-девата, — личное божество медитации. Санскритское слово ishadevata или ishadevaḥ было определено В. С. Апте как «любимый бог, божество-покровитель». Хотя этот термин используется во многих популярных книгах по буддийской тантре, термин ишадевата не упоминается ни в одном санскритском тексте буддийской тантры. В несвязанном тибетском варианте термина, возможно, полностью местного происхождения, yi-dam является сокращением тибетского термина yid-kyi-dam-tshig, означающего «ум самайя» — другими словами, состояние неразрывного единения с изначальной чистой и освобожденной природой ума.
Сюда входят различные духи населенных пунктов. Они могут быть локальными: например, в России, особенно в Калмыкии, Бурятии и Туве, известен покровитель Прана Атма, который по-тибетски называется «Бегце Чамсин» и покровительствует воинам, вооруженным людям.

Цари мудрости

Авалокитешвара может принимать 108 различных форм. Наиболее распространенный образ — белый, с розовыми и лотосовыми цветами. Но известен и Будда Сострадания с 11 головами, с которым связана интересная легенда. В каждом направлении буддийской мысли существует свое количество божественных существ. Некоторые выделяют только пятнадцать из них, другие — восемь, в то время как в тибетском буддизме насчитывается не менее трех тысяч различных существ, каждое из которых имеет свои уникальные имена.

Будды

Дхармапалы — могущественные защитники учения. Они внушают страх демонам, сопровождаются огнем и дымом, обычно имеют много голов и рук, а их обнаженный торс покрыт только мехом или изображен с львиной гривой. Женские воплощения божеств выделены в отдельную группу и называются дакини, что означает «летающие по воздуху». Они обладают силой избавлять от злых духов и помогают тем, кто их об этом просит. При этом дакини воплощаются и как прекрасные дэвы, и как старые уродливые женщины и имеют как человеческий, так и звериный облик.

Йидам

Ади Будда означает «изначальный Будда» и символизирует просветление, мирный, пустой и бесформенный ум. Он имеет несколько имен в зависимости от направления учения. Его называют Дхармакайя, Самантабхадра, Ваджрасаттва или Ваджрадхара. 

Сохраните материал