Анимизм что это

(лат. anima, animus – душа, дух) – это система представлений о якобы реальных, особых духовных, невидимых сущностях (чаще всего двойниках), которые управляют телесным бытием человека и всеми явлениями и силами природы. При этом душа обычно ассоциируется с конкретным, индивидуальным носителем: человеком, животным, предметом, растением, а дух представляется как самостоятельное существо, оторванное от конкретного носителя, способное влиять на различные объекты. Термин А. впервые ввел немецкий ученый Г. Шталь (1708), который назвал А. свое учение о безличном начале жизни – душе, которая, по его мнению, является основой всех жизненных процессов, “скульптором тела”. В 1871 г. термин А. был использован в этнографической науке Тайлором, который трактовал его не только как веру в души и духов, но и как теорию генезиса религии, считая духов, оторванных от тела, основой, “минимумом” религии, созданной размышляющим “диким философом” о причинах снов, смерти и т.д. Другие ученые (Р. Маретт, Фрейзер, Л. Стернберг) считали, что предшественниками А. были представления о материальной “телесной душе”, магической силе человека и животворящей силе всей природы (аниматизм). Первоначально в сознании первобытных людей духи и души ассоциировались с материальными вещами и даже разделяли с ними судьбу. Есть все основания полагать, что до того, как мир был населен дикими душами и духами, он наделял сверхъестественными свойствами те самые предметы и явления, которые удваивались и становились впоследствии этими душами и духами. В настоящее время А., являясь формой древних верований и пройдя сложный путь эволюции, сохраняется в той или иной форме во всех современных религиях, а также проповедуется представителями теософии, оккультизма, спиритизма и др. А.А. Круглое … watch

Используемое направление

Основываясь на своих исследованиях детского развития, Жан Пиаже предположил, что дети рождаются с врожденным анимистическим мировоззрением, в котором они антропоморфируют неодушевленные предметы, и что только позже они вырастают из этого убеждения. Напротив, Маргаре и Мид в ходе своих этнографических исследований установили, что дети не рождаются с анимистическим мировоззрением, а привыкают к таким верованиям, поскольку их воспитало общество. С развитием скотоводства, сельского хозяйства и ремесел появились демоны, которые уже считались покровителями соответствующих областей социальной практики. Наивный А. в итоге получает общинно-патримониальное образование. В рабовладельческом обществе, где отношения между людьми и обществом стали антагонистическими из-за развитых классовых отношений, возникла новая форма А.: материя считалась одушевленной, но уже не антропоморфной; старая анимистическая мифология трансформировалась в натурфилософию. Элементы А. сохранились и в мировых религиях. Однако сложный современный

Английский словарь

от лат. anima – душа) – у первобытных народов вера в существование душ и духов как причин природных явлений, вера в животность всей природы, вера, на которой основана естественная религия; в метафизическом смысле – мировоззрение, согласно которому душа возводится в принцип жизни. Г. Э. Шталь (“Theoria medica”, 1737), а также Парацельс и Каррино, которые сводят жизнь к душеподобному динамическому “духу” (“Spiritus”), как и Аристотель, считал душу скульптором тела. Animal – животный, относящийся к животным; образно связан с кормовым инстинктом и половым инстинктом (“животные потребности”). … watchHe объясняет, что анимизм – это “реляционная эпистемология”, а не тайлоровский провал примитивного рассуждения. То есть анимисты идентифицируют себя на основе своих отношений с другими, а не на основе какой-то отличительной черты личности. Вместо того, чтобы сосредоточиться на эссенциализированной модернистской самости (“индивидууме”), часть которой включает “сверхлюдей” (т.е. нелюди).

Анимизм в современном мире

Анимизм (от лат. anima – душа) – это мировоззрение, в котором не только одушевленные, но и неодушевленные объекты (по определению современной науки) воспринимаются как живые и одушевленные. Элементом, характерным для А., в отличие от аниматизма, является идея существования духов (душ), отделенных от тела, которые представляются антропоморфно или зооморфно. Английский антрополог Э. Б. Тайлор (см. Английская антропологическая школа), выдвинувший идею аниматизма, считал, что А. – самая простая и первобытная форма религиозного сознания, возникшая в первобытные времена; одним из доказательств простоты и первичности А. был, по мнению Тайлора, тот факт, что аниматизм был характерен и для детей (см. Детский анимизм). (Б. М.)

. См.
Таким образом, и в исламе, и в буддизме есть анимизм. Например, в исламе существуют такие сущности, как джинны. Это чем-то похоже на демонов в христианстве, но есть важное отличие: они не представлены как некие злые существа, которые могут только вредить. В исламе этот вопрос рассматривается более широко и дает представление о том, что все демоны – немного ангелы, а все ангелы – немного демоны, что, конечно, звучит кощунственно для тех, кто привык делить мир на черное и белое.

Анимизм – интересные факты

Следует отметить, что многие взгляды, характерные для анимизма, широко используются в различных эзотерических теориях, существующих в современном мире. Действительно, не только мировые религии, но и различные практики признают существование духов, возможность общения с ними и их влияние на материальный мир. Ключевым постулатом является разделение мира на физический и духовный, которое, наряду с изначальным анимизмом, признается практически всеми эзотерическими школами (концепция астрала, информационного поля и т.д.).В узком смысле учение, объясняющее жизнь через наличие в каждом теле души. Таким образом, анимизм противостоит материализму (который объясняет жизнь существованием неживой материи) и отличается от витализма (который вообще отказывается ее объяснять). Зачем он нам нужен?”

Многие антропологи перестали использовать термин анимизм, находя его слишком близким к ранней антропологической теории и религиозной полемике. Согласно определенным критериям, они были идентифицированы как “анимисты”, которые были идентифицированы как “анимисты”. Поэтому он начал опираться на различных ученых, которые стали использовать этот термин по-другому, используя его “по-другому”, “фокусируясь на знаниях о других людях, о том, как вести себя по отношению к другим людям”. Как заявил религиовед Грэм Харви, определение “старого анимизма” проблематично, термин “анимизм”, тем не менее, “имеет значительную ценность как критический, академический термин для обозначения стиля религиозного и культурного мира”. “АНИМИЗМ, -а, м. Религиозное убеждение в том, что в каждом человеке, животном или растении (в примитивных религиях также в каждой вещи) есть независимый дух, душа, и что человек может свободно общаться со своим духом, душой. II пр. анимистический, -ая, -ое. См.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(от лат. anima, animus душа, дух) вера в души и духов. Термин был введен в научный обиход английским этнологом Е. Тайлор для обозначения ранней стадии в истории развития религии. Тайлор считал А. “минимумом религии”. Хотя многие ученые, вслед за Тайлором, считают А. начальной стадией религии, более правильным является мнение Г. В. Плеханова и других, что А. является необходимым элементом каждой религии. Анимистические образы – это духи умерших предков, души живых людей, олицетворение сил природы, а также особенно разнообразная и многочисленная группа духов природы. Духи стихий могут быть благотворными, они также могут угрожать благополучию людей. Поэтому в необходимых случаях им приносились небольшие жертвы. Характерна вера во множество душ и в “бестелесные” души. С развитием веры в духов и души появились обобщенные термины для обозначения сверхъестественных свойств вещей (или людей), такие как “мана”, “ойренда”, позже “благодать”. (в христианстве). Элементы А. сохранились и в современных мировых религиях…. см.
Тотемизм по своей природе схож с анимизмом. Люди привязывали души не только к окружающим их предметам, но и к животным, которые жили поблизости. Некоторые племена верили, что все животные имеют душу, другие – что только определенные животные, так называемые тотемные животные, которым поклонялось племя. Что касается душ животных, то они, как говорят, тоже могут мигрировать. Интересным фактом было то, что многие верили, что души умерших могут переселяться не только в нового человека, но и в тотемное животное. И наоборот. Очень часто тотемное животное выступало в роли духа-хранителя конкретного племени.

Принцип в теории Тейлора

Анимизм – это вера в существование духов, душ, в одухотворенность природы. Термин анимизм происходит от латинского слова anima и означает в переводе “дух, душа”. Впервые этот термин был предложен английским этнографом Э.Б. Тейлором. Согласно Тейлору, анимизм – это примитивная форма религии. Религиозные верования анимизма заключаются в том, что существуют некие божества, которые управляют процессами менее развитых живых существ, существуют призраки, души и многочисленные жизни, через которые проходит нечто неразрушимое, меняя формы. По мнению ученого, анимизм уходит своими корнями в “философствование первобытного дикаря”, который заинтересовался такими явлениями, как сон, сновидения, смерть и так далее. Развитие общества и науки, понимание многих процессов дали нам ответы на многие вопросы, но это не отменяет важности основной идеи анимизма, которая заключается в том, что мир вокруг нас живой, тем более что современные научные открытия только подтверждают это.

Комментарии и вопросы

от лат. anima – душа, дух – ранняя форма религиозных верований, одухотворение природных объектов и явлений, приводящее к представлению о том, что в сознании анимистов весь мир наполнен духовными существами, не только действующими в природе, но и влияющими и даже поселяющимися в жизни человека. Духи стихий могут быть как злыми, так и доброжелательными, поэтому при необходимости им делаются небольшие пожертвования. Отношение духов не является фиксированным и может меняться в зависимости от поведения людей.WatchWord Formation. Происходит от латинского anima – душа. Категория. Система мировоззрения. Специфичность. Она основана на предположении, что почти все объекты, имеющие какое-либо отношение к человеческой деятельности, обладают индивидуальной душой. смотреть

Аниматизм

Иначе мы должны признать, что боги окончательно покинули нас – как боги Эпикура или Бог Симоны Вейль (***) – и оставили мир на милость бездушной материи. Мир, выражаясь словами Аллена, глух к молитве и чувствителен к продуктам рук человеческих. Антитезой анимизма, как и любой другой религии, является работа, знание и действие.