Дзен что означает это слово

Дзен что означает это слово

Дзадзэн – медитация в позе “лотоса” требует, с одной стороны, предельной концентрации сознания, а с другой – умения не думать ни о какой конкретной…

Дзадзэн – медитация в позе “лотоса” требует, с одной стороны, предельной концентрации сознания, а с другой – умения не думать ни о какой конкретной проблеме. “Просто сидите” и, не обращая внимания ни на одну конкретную вещь, воспринимайте все вокруг как единое целое, вплоть до мельчайших деталей, зная об их присутствии так же, как вы знаете о своих ушах, не видя их.

Язык

Парампара школы дзен возникла благодаря самому Будде Шакьямуни. Он передал учение одному из своих самых одаренных учеников, Махакашьяпе. Буддийский монах Бодхидхарма принес это учение в Китай в 5 веке нашей эры. Монастырь Шаолинь считается сердцем школы дзен буддизма. После смерти Бодхидхармы учение дзен-буддизма разделилось на северную и южную школы. Южная школа также разделилась на пять школ, из которых только две, Цаодун и Линьцзи, сохранились до наших дней. В седьмом веке дзен-буддизм достиг Кореи, а в девятом веке начал распространяться в Японии. До сих пор ведутся споры о происхождении термина “дзен”.

Это слово не встречается в традиционных буддийских текстах, поскольку оно японского происхождения и переводится как “созерцание”, “медитация”. У индусов, однако, был эквивалент, который на санскрите звучит как “дхьяна”. (погружение) – учение о просветлении. Но наибольшее теоретическое и практическое развитие эта философия получила на Дальнем Востоке – в Китае, Корее, Вьетнаме и Японии. В нем нет странных философских концепций, догм, ритуалов и так далее. Дзен-буддизм основан на простых жизненных истинах, которые могут сделать любого человека счастливым и привести к эволюции. Чтобы практиковать дзен-буддизм, не обязательно запираться в монастыре на полжизни, эта школа предлагает вполне реальные простые практики, которые может практиковать любой человек в мегаполисе и обычной социальной жизни.В японском Риндзай самоанализ коанов выработал свою собственную форму со стандартизированной программой обучения коанов, которые необходимо изучить и “сдать” в последовательную школу.

Этот процесс включает стандартизированные “тестовые вопросы” (сасё) и общие наборы “заключительных предложений” (дзакуго) или цитаты из стихов, которые ученики заучивают в качестве ответов. Овладение учеником дзэн личной беседой учителя (которая в японском языке называется докусан, дайсан или сандзэн). Хотя однозначного ответа на коан не существует, те, кто его дает, через свои ответы реализуют свое духовное понимание. Учитель может принять или не принять ответ и указать ученику правильное направление. Взаимодействие с учителем необходимо для дзэн, но делает практику дзэн уязвимой для непонимания и эксплуатации. Кан-исследования можно практиковать во время дзадзэн (сидячей медитации), кинхин (медитации при ходьбе) и во время всех повседневных занятий. Цель практики часто называют кэнсё (видение своей истинной природы), а условия, которые должны быть выполнены для достижения естественного, спокойного, приземленного существования, “окончательным освобождением”.”

“Сознание дзен, сознание новичка. Шунрю Судзуки

Хотя приписывание Шэньхуэем градуализма конкурирующей фракции было риторическим приемом, оно привело к концептуальному господству в чаньской традиции субитизма, при котором все обвинения в градуализме должны были избегаться. Эту “риторическую чистоту” было трудно совместить с реальной практикой медитации, и в текстах дзен оставалось мало места для описания реальной практики медитации, прямо отвергалась любая форма практики. Напротив, тексты ясно указывали и выражали эту пробужденную природу, уступая место парадоксальному характеру диалогов встреч и коанов.
В традиции дзен сложилась богатая текстовая традиция, основанная на интерпретации буддийских учений и записанных изречениях мастеров дзен. Среди важных текстов – “Сутра платформы” (VIII век), приписываемая Хуэйнэну; записи передачи чань, тэн-лу, такие как “Чинг-тэ ч’уань-тэн-лу”, составленная Тао-юнем и опубликованная в 1004 году; жанр ю-лу, состоящий из записанных изречений мастеров и диалогов из собраний; и сборники коанов, такие как “Врата без ворот” и “Запись синего утеса”.

Дзен-буддизм: основные принципы

Философия школы Хуаянь также оказала влияние на китайский чань. Одним из примеров является хуаяньская доктрина взаимопроникновения явлений, которая также использует исконно китайские философские понятия, такие как принцип (ли) и явления (ши). Теория Хуаяна о четырехчастной Дхармадхату также повлияла на “Пять ран” Дуншань Лянцзе (806-869), основателя линии Цаодун в Чань. Вся традиция дзэн построена на передаче учения через различные “приемы”: всевозможные импровизированные и, казалось бы, самые неподходящие вещи, светские и иные, такие как заваривание чая (чайная церемония), театральное представление, игра на флейте, искусство икебаны и композиция. То же самое можно сказать и о боевых искусствах. Боевые искусства были впервые объединены с дзэн в китайском буддийском монастыре Шаолинь как упражнения для укрепления тела, а позднее и для закалки духа бесстрашия.

Боевые искусства Востока – это именно искусства, путь к развитию “духовной способности самурая” и реализации “пути” (“дао” или “до”), путь войны, меча и стрел. Бусидо, знаменитый “Путь самурая”. – свод правил и предписаний для “истинного”, “идеального” воина – разрабатывался в Японии на протяжении веков и вобрал в себя большинство постулатов дзен-буддизма, особенно идеи строгого самоконтроля и безразличия к смерти. В боевых ситуациях у воина нет времени на раздумья, ситуация меняется так быстро, что логический анализ действий противника и планирование своих собственных неизбежно приведут к поражению. Мысль слишком медленна, чтобы следить за таким техническим действием, как удар в доли секунды. Чистое сознание, незамутненное ненужными мыслями, подобно зеркалу отражает все изменения в окружающем пространстве и позволяет воину реагировать спонтанно, не задумываясь. Отсутствие страха, как и любых других эмоций, также очень важно в поединке.

“Основы дзен-буддизма”. Дайсэцу Тайтаро Судзуки

Многие ранние чаньские наставники демонстративно сжигали тексты сутр и священные изображения, чтобы искоренить в своих учениках привязанность к буквам, образам и символам. Нельзя было даже говорить о преподавании дзэн, потому что его нельзя было преподавать через символы. Традиционно это особая передача пробужденного сознания от сердца учителя к сердцу ученика без опоры на письменные знаки – передача другим способом того, что невозможно выразить речью – “прямое учение”, своего рода невербальный способ общения, без которого буддийский опыт никогда не смог бы передаваться из поколения в поколение. Сам дзэн является своего рода “печатью ума (сердца)”, которую нельзя найти в священных писаниях, поскольку она “не основана на буквах и словах”.Во время сидячей медитации (坐禅, ч. цуньчан, яп. 627> дзадзэн, ко. джвасэн) практикующие обычно принимают позы, такие как позы лотоса, полулотоса, Бирмана или сейза, часто используя дхьянамудру. Часто для сидения используется квадратная или круглая подушка, положенная на мягкий коврик; в некоторых других случаях можно использовать стул.

Да, вы можете!

Школа Риндзай – это японская линия китайской школы Линчжи, которая была основана во времена династии Тан Линчжи Иксуаном. Школа Риндзай делает акцент на кэнсё, понимании своей истинной природы. Затем следует так называемая практика постсатори, или дальнейшая практика для достижения состояния Будды.
Хотя дхьяна в строгом смысле относится к четырем дхьянам в китайском буддизме, дхьяна может относиться к различным видам медитационных техник и подготовительных практик, которые необходимы для практики дхьяны. Пять основных видов медитации в сутрах Дхьяны: анапанасмрити (внимательность к дыханию); медитация патикуламанасикара (внимательность к нечистотам тела); медитация майтри (любящая доброта); созерцание двенадцати соединений пратисамутпада; и созерцание Будды. По словам современного мастера Чан Шенг Янга, эти практики называются “пятью методами утихомиривания или успокоения ума” и предназначены для заземления и очищения ума и способствуют развитию стадий дхьяны. Чань также разделяет практику четырех основ внимательности и Трех врат освобождения (пустота или шуньята, отсутствие признаков или анимита и отсутствие желаний или апрасих) с ранним буддизмом и классической Махаяной.

Дзенские повествования

Особенностью любого религиозного течения дзен является непризнание возможности передачи знаний в письменной форме. Только просветленный или пробужденный гуру способен научить тому, как понимать мир. И он может сделать это разными способами, вплоть до того, чтобы ударить вас палкой. В Японии классические боевые искусства (будо) и практика дзэн вступили в контакт друг с другом после принятия дзэн Риндзай кланом Ходзё в 13 веке, который применил эту дисциплину в своей боевой практике. Одной из влиятельных фигур в этих отношениях был священник Риндзай Такуан Сохо, который был хорошо известен своими трудами по дзэн и будо, предназначенными для самурайского сословия (особенно его “Свободный разум”). Школа Риндзай также перенимает некоторые даосские энергетические практики. Они были введены Хакуином (1686-1769), который научился различным техникам у отшельника по имени Хакую, который помог Хакуину вылечить его “болезнь дзен”. (состояние и физическое умственное истощение). Эти энергетические практики, известные как найкан, основаны на сосредоточении ума и своей жизненной энергии (ки) на тандэн (точка чуть ниже пупка).

Интервью с пользователями изменили мою жизнь и карьеру

Многие школы психотерапии – такие как гештальт-терапия и сам основатель Фриц Перлз – испытали влияние дзен, как и такие известные тренинги, как ЭСТ. Джон Энрайт, который много лет работал в гештальте с Перлзом, в своей книге “Гештальт, ведущий к просветлению” прямо пишет, что, по его мнению, главной целью гештальт-терапии является мини-сатиация – достижение особого озарения или катарсиса, после которого большинство старых проблем растворяется. Дзен не приемлет крайнего аскетизма: человеческие желания должны не подавляться, а глубоко реализовываться. На самом деле, повседневная деятельность, то, что вам нравится делать, может стать медитацией – но при одном условии: полностью присутствовать в том, что вы делаете. И ни при каких обстоятельствах не отвлекайтесь от него – будь то работа, распитие пива, занятия любовью или сон до обеда. Любое хобби может стать способом реализации вашей истинной природы. Она превращает саму жизнь в произведение искусства в каждом ее проявлении.

Практика

В дзэн акцент на пути к сатори делается не только (и не столько) на писаниях и сутрах, сколько на непосредственном постижении реальности, основанном на интуитивном проникновении в собственную природу (медитация). Согласно дзэн, любой человек может достичь сатори в этом воплощении, покинув бесконечный цикл рождения и смерти (самсару). В дзэн есть выражение: “Сансара – это нирвана”, что выражает идею о том, что просветление достижимо в каждом воплощении.

Читайте далее: